А.Н. Леонтьев о личности
· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;
· личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество
, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
· с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:
а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;
в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;
· антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
· личностью не рождаются, личностью становятся
;
· личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;
· личность есть специальное человеческое образование;
· реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей
· становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:
существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности и
3) их общая структура;
· личность рождается дважды
:
а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания [8].
Выводы
В последние несколько десятилетий представления о том, что такое семья, какие роли в ней у мужчины и женщины значительно изменились. Традиционная модель семьи, просуществовавшая несколько столетий и точно определявшая ценности, правила и семейные роли, под влиянием изменений в жизни общества начала разрушаться и перестала быть единствен ...
Коррекционно-развивающая
работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного
возраста с нарушением интеллекта
В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка.
Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы.
1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я"
Игры и проблемные ...
Факторы влияющие на одарённость. Становление личности
одарённого ребёнка
Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется ...