Материалы по психологии » Психосоматические аспекты функционирования сердечно-сосудистой системы » Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему

Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему
Страница 2

2) В ранний период зрелости эти пациенты либо установили глубокие, очень значимые для них отношения с каким либо человеком, либо получали огромное удовлетворение от своей работы. В эти отношения или роль они вкладывали всю свою энергию, это стало смыслом их существования, вокруг строилась вся их жизнь.

3) Затем эти отношения или роль исчезли из их жизни. Причины были самые разные – смерть любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию, начало самостоятельной жизни их ребенка и т.п. В результате снова наступило отчаяние, как будто недавнее событие больно задело не зажившую с молодости рану.

4) Одной из основных особенностей этих больных было то, что их отчаяние не имело выхода, они переживали его «в себе». Они были не способны излечить свою боль, гнев или враждебность на других. Окружающие обычно считают таких больных необыкновенно хорошими людьми. О них говорят: «Ах, это такой милый, приятный человек» или «Она просто святая!». Эта «мягкость», «хорошесть», в действительности указывает на их неспособность поверить в себя, на полную потерю ими всякой надежды».

Соматические заболевания, вызванные нервным перенапряжением (стрессом) развиваются по следующему сценарию:

1) Воздействие на свое здоровье. Осознание и поиск затаенных обид, чувства вины, с целью переосмысления и высвобождения затаенных обид.

2) Вторичные «выгоды болезни», т.е. болеть иногда выгодно:

а) Болезнь «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.

б) Она представляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих.

в) Появляются условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации.

г) Появляется стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения.

д) Отпадает необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Для разрешения внутриличностного конфликта ученые предлагают следовать простым рекомендациям:

1) Овладение навыками расслабления, релаксации и визуализации здоровья. Этот процесс приводит к формированию положительных ожиданий.

2) Формирование положительных мыслительных образов. Создание образов-процессов борьбы с болезнью.

3) Преодоление затаенных обид. Затаенная обида оказывает постоянное стрессовое воздействие. Методы работы с обидами.

4) Постановка целей. Формирование будущего[6].

Из вышеприведенных данных можно разработать собственную (личную) систему «лечения». Одним из важных составляющих лечения, должно быть творчество и хорошее настроение.

Творчество, как проявление воли к жизни является источником важных импульсов, образующихся в мозге и стимулирующих гипофиз, а это в свою очередь, воздействует на всю эндокринную систему. Гипофиз выделяет гормоны эндорфины, некоторые из них действуют как наркотические препараты – притупляют или снимают боль.

Происходящие в организме под влиянием психических процессов биохимические изменения неоднократно исследовались учеными. Данные лабораторных и клинических исследований подтверждают, что психика человека способна помочь преодолеть болезнь. Недаром сейчас все больше говорят об ответственности человека за свое здоровье, о возможности самому воздействовать на него. Например, через настроение.

Настроение – это сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной интенсивности, которое проявляется как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека. Для настроения важна не только ситуация, в которой находится человек, но и то, как он к этой ситуации относится. Если мы не всегда, в состоянии повлиять на ситуацию (хотя во многих случаях такая возможность есть), то на свое отношение к ней влиять может. Настроение соответствует тому, что думает человек, каковы его мысли.

Не только ход мыслей сказывается на настроении, но и характер деятельности. Именно благодаря своей деятельности можно изменить ситуацию, в которой находишься. Полезно выбрать то, что любишь делать, и заниматься этим. Занятие любимым делом повышает качество жизни, способствует здоровью. Творчество, получение удовольствия от самого процесса жизни повышают настроение[7].

Страницы: 1 2 


Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы ...

Г-жа Х. (пример из практики)
Г-жа Х. лечится у нас давно. Я умышленно выбрал случай, где начало болезни со всей очевидностью прослеживается в прошлом, дабы не возникло впечатление, что сказанное в гл. «К вопросу о причине и вине» сводится к отрицанию значения педагогических ошибок — их роль может оказаться решающей. И все же — или именно поэтому — отметим, что нам ...

Отношения подростков с ровесниками
Как было сказано выше, подросток стремится открывать новые варианты отношений, поведения, отличные от таковых в семье. Подростки начинают искать себе эталон для подражания и ищут его сверстниках. По ним подросток сверяет свои ценности, он начинает сверять то, что он делает с тем, что от него ждут другие, подросток начинает думать, как п ...