Заключение

Итак, по данным различных авторов от 30% до 50% больных, обратившихся за помощью в поликлиники и стационары с жалобами соматического характера, практически здоровы и нуждаются лишь в известной коррекции эмоционального состояния. Эти больные испытывают множество страданий и болей всякого рода, имеющих психогенную основу. Их жалобы создают впечатление о подлинном соматическом заболевании и делают психовегетативную нестабильность основной причиной диагностических ошибок. В итоге не только пациенты, но и порой их лечащие врачи «путают болезни, угрожающие жизни, со страданиями, несущими горести».

Основная причина этих ошибок - депрессивные и субдепрессивные состояния. Возникающие на их основе висцеровегативные нарушения бесконечны и бессчетны и могут имитировать любое соматическое заболевание. Больные с депрессивно-ипохондрическими расстройствами могут годами принимать сердечные и обезболивающие средства вплоть до наркотиков, их оперируют, проводят бесполезные курсы физиотерапии и санаторно-курортного лечения.

Психосоматическим расстройствам подвержены все возрастные группы, включая детей и подростков, у которых они выражаются чаще всего отдельными реакциями, неотличимыми от невротических[8].

На основе проведенного анализа литературы по теме, мы можем выдвинуть гипотезу о том, что основными психосоматическими аспектами формирования сердечно-сосудистой системы являются:

1) Психосоциальные факторы - войны, катастрофы, национальная и этническая вражда, утрата более высокого социального статуса, поступление в школу и трудности в учебе, пребывание в круглосуточных детских учреждениях, дефекты воспитания и родительский деспотизм, воспитание психически больными родственниками, межличностные конфликты.

2) Психосоматические расстройства возникают не у всех, необходимо наличие «почвы», определенных личностных особенностей (преобладание тревожно-мнительных, истероидных, ипохондрических черт).

3) Наличие так называемого «слабого места» (в данном случае, сердечно-сосудистая система), где и происходят существенные изменения при сложных жизненных ситуациях и соответствующих им переживаниях.

4) У людей, имеющих врожденную отягощенность психосоматическими заболеваниями (хромосомные нарушения и эмбриопатии, родовые травмы, начало заболевания до 3-х лет) в состояниях психического перенапряжения велика вероятность развития данных расстройств.

[1] Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.

[2] Эйдемиллер Э.Т., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – С-Пб: «Питер», 2001.

[3] Буянов М. И. Основы психотерапии детей и подростков. - Киев,1990. С. 116.

[4] Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. С. 442.

[5] Федотова Е.И. Психосоматические расстройства.//Материалы региональной конференции. – Томск, 2004. С. 153.

[6] Менделевич В.Д. Как предотвратить невроз. – Казань, 1988. С. 344.

[7] Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. С. 443.

[8] Антропов Ю.Ф. Особенности клинических проявлений психосоматических расстройств у детей и подростков. //Педиатрия. – 1996. - N 1. С. 106 - 107.


Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом в работах специалистов. Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908) и в издании первых методов, руководства по р ...

Укажите и объясните разницу между межличностным конфликтом и противоречием. Разъясните необходимость различного отношения к ним.
Наиболее представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде. На данном рисунке кружками показаны индивиды — члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизоди ...

Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (ср ...