Система организации
помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитииСтраница 1
Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. На наш взгляд/решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей. /'
Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т.д.). Одна из таких причин касается личностных особенностей самих родителей, результаты психологического изучения которых были нами частично представлены в статье "О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Начало изучению эмоциональных характеристик родителей больных детей было положено за рубежом. Большинство западных авторов описывают широкий диапазон невротических и психотических расстройств у родителей аномальных детей (В. Caldwell, S. Guze, 1960; C. Davis, 1960; B. Goldberg, 1962; O. J. J. Leeson, 1961; H. Molony, 1971; K. Stevenson, 1968 и др.). Среди рассматриваемых проблем у исследователей вызывает интерес степень выраженности и длительности эмоционального стресса, тенденция к социальной изолированности и отчужденности таких семей, проблема стабильности семьи и изменившегося социального статуса родителей (H. Stone, 1948).
В нашей стране проблемы семьи аномального ребенка рассматривались в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998), В.А. Вишневского (1984, 1985, 1987), Б.А. Воскресенского (1975, 1976, 1979, 1985), Т.А. Добровольской (1989, 1991); А.И. Захарова (1974, 1982, 1988), И.Ю. Левченко (1984, 1986, 1989, 1991), Р.Ф. Майрамяна (1974, 1975, 1976, 1977, 1985), И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1981, 1990, 1991, 1992, 1993, 1997), А.И. Раку, О.Г. Комаровой (1996) и др. Однако эти исследования ограничивались лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции, предлагалось консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).
В своем исследовании Ткачева В.В. выделила три группы матерей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип, - которым оказались свойственны специфические индивидуально-типологические характеристики. Автор выделяет наиболее типичные особенности, характерные для каждой из выделенных групп.
1. Для родительницы невротичного типа характерны:
Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.
2. Для матерей авторитарного типа характерны:
Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться. своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов), стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;
Заключение.
Подводя итог проведенной мной научной работы можно сделать следующие выводы:
1. Важнейшим компонентом любой человеческой деятельности выступают психические процессы. Психические процессы являются высшими психическими функциями по происхождению и структуре.
2. В понятие «психические процессы» входят следующие виды деятельности – воспри ...
Методики проведения игр с детьми дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственно ...
Определение малой группы и ее границы
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональны ...