Основные проблемы психологииСтраница 1
К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна быть не чем иным, как «учением о происхождении психических деятельностей», она должна «изучать историю развития ощущений, представлений, мыслей, чувств пр.». Генетический подход к психическим явлениям — необходимое условие подлинно научного их познания, дающее возможность правильно раскрыть их сущность и окончательно преодолеть метафизические, идеалистические взгляды на психику.
Разрабатывая проблему развития психики, психология, не может обойтись без выяснения вопросов её возникновения и развития в процессе биологической эволюции живых существ, вопросов «истории умственного развития животных», на значение которой для теории познания указал В. И. Ленин. Основы научной разработки истории умственного развития животных заложил И. П. Павлов. Ценные данные в этой области, проливающие свет на биологические предпосылки человеческого сознания, получены в исследованиях Н. Н. Ладыгиной-Коте, Н. Ю. Войтониса и др. Раскрывая общее в психике человека и животных психология выясняет и то специфическое, что является характерным для психической деятельности человека. Данные психологии подтверждают, что мозг человека и его психика — продукт длительного исторического развития, большую роль в котором сыграли совместный труд людей и язык как средство их общения, обмена результатами познавательной деятельности. Важными источниками для разработки вопросов исторического развития психики являются история материальной культуры, история языка, археология, этнография. Психология выясняет общее и специфическое в психической деяельности человека на различных этапах исторического развития, в разных условиях общественного бытия людей. Правильное освещение этих вопросов помогает разоблачить несостоятельность и реакционность буржуазных расистских концепций «первого дологического мышления», якобы характерногоо» для людей первобытных и современныхкультурно малоразвитых народов, в отличие от логического мышления «цивилизованных» народов (Л. Леви-Брюль и др.). Одной из задач советской психологии является исследование процесса формирования новых качеств сознания советских людей в условиях социалистического общества.
Психология изучает условия и пути развития психики у детей. Основы научного понимания развития психики ребенка заложил И. М. Сеченов. Ценный вклад в изучении вопросов развития психики у детей сделал Д. Ушинский (1824—70) и др. Немаловажное значение для научной разработки проблем созревания психики имеют исследования высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский др.). Разработка вопросов развития ребёнка важна как теоретически, так и практически. Её значение высоко оценил В. И. Ленин, отнеся «историю умственного развития ребенка» к числу тех областей знания, данные и выводы которых должны войти в состав теории познания. Советская психология уделяет особенно большое внимание вопросам обучения и воспитания (работы А. Н. Леолтьева, и др.). В тесной связи с ними разрабатываются вопросы психологии овладения детьми чтением, письмом, усвоения арифметики, орфографии, грамматики и других школьных предметов, вопросы психологии воспитания сознательного отношения к учению, интересов, дисциплинированного поведения (Н. А. Менчинская, Б. Г. Ананьев, Л. М. Божович и др.). Разработка этих вопросов имеет важное значение для усовершенствования методов обучения и воспитания.
Важнейшей проблемой психологии является проблема структуры психической деятельности человека. В советской психологии проделана значительная работа по преодолению абстрактного функционализма, характерного для буржуазной психологии, представители которой рассматривают психические процессы как проявления самостоятельных способностей или функций, только внешне связанных между собой. Такое понимание структуры психики нашло своё выражение и в теории узкой локализации, допускающей существование в мозгу особых центров для отдельных процессов и их разновидностей. В действительности психические процессы, являясь разными видами и формами отражения объективной действительности в мозгу человека, различаются между собой тем, что и как они отражают и что вносит каждый из них в жизнь и деятельность человека. Взаимосвязь различных психических процессов имеет свою основу во взаимосвязи отражаемых ими предметов и явлений объективной действительности и в целостной рефлекторной работе мозга, осуществляемой двумя корковыми сигнальными системами в их взаимодействии. Павловский принцип структурности, «приурочения динамики нервных процессов к структуре мозга», его учение о динамической локализации функций в коре больших полушарий головного мозга дают ключ к научному решению вопроса о том, каким образом функционируют большие полушария, являющиеся органом единой и многообразной в своих проявлениях отражательной деятельности. Это учение преодолевает как теорию узкой локализации, так и антилокализационные концепции, авторы которых (К. С. Лешли и др.) отрицают наличие всякой дифференциации функций в коре больших полушарий. Оно указывает путь к преодолению психоморфологической теорий и правильному истолкованию тех фактических данных, которые накоплены по данному вопросу неврологами, физиологами и психологами.
Особенности психического развития в младшем
школьном возрасте
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы ...
Ассоциация
Необходимый элемент для запоминания – это ассоциация. Она фактически объясняет сам механизм работы памяти.
Наш мозг представляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если после нескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша память этому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что им ...
Организация и методы исследования в психологии
развития и возрастной психологии. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования
в психологии развития
Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.
На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (ср ...