Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»

Общее представление об одарённости. Понятие «одарённость»

Понимание термина «одарённый» претерпело значительные изменения на протяжении ХХ столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижение которых считались выдающимися. /14, с.86./ Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. К одарённым относились дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по степени интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, которые делались на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающие творческие достижения. В тоже время дети с более скромными показателями коэффициента интеллектуального развития попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные недоразумения заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одарённый», и частности, к вопросу, какие виды одарённости ещё недостаточно изучены исследователями и практиками.

Уже в 20–е годы психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно - академический, художественный, социальный (политического деятеля, педагога и других)» /8, с11/

В 30–годы многие специалисты (Ревеш Г., Штерн В.) стали выступать против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одарённых детей. Например, в случае творческих достижений требуется нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка и организация нового материала или опыта.

Со временем и накоплением опыта определение одарённости становится более широким. Так, одарённость стали определять как способность к выдающимся достижением в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. /4, с.87/

И, наконец, только в 1972 году в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.

«Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, не, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

-интеллектуальной;

-академических достижений;

-творческого или продуктивного мышления;

-лидерства и общения;

-художественной и двигательной деятельностях»./13,с.153/

Так, известный исследователь и психолог Дж. Рензули в своём подходе к определению одарённости опирался на характеристики одарённости, выявленные у взрослых, где можно говорить продуктивности. Дж. Рензули считает, что в основе должны лежать интеллектуальные способности, творческий подход и настойчивость. Однако следует учитывать, что «вначале» развития всех выше перечисленных параметров лежит познавательная активность личности, собственно мотивационный компонент. Таким образом, Дж. Рензули предлагает рассматривать в качестве критериев общей одарённости личности четыре параметра:

- познавательная мотивация;

- интеллект;

- креативность;

- регулятивный фактор./10, с.105/

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одарённости стали рассматриваться дифференцированно. Далее в данной курсовой работе, для того чтобы лучше понять каких детей считать одарёнными, а каких нет, рассматривается возможности определения одарённости.


Особенности волевого развития дошкольника
Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие обобщенно характеризуется ...

Особенности интересов у медработников
По С.Л. Рубинштейну [18,с.534], значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности. Профессиональное развитие личности - это формирование у человека возможностей (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствую ...

Общие выводы по работе.
Мы выяснили следующее, что множество экспериментов проводимых учеными физиками, как у нас в стране, так и за рубежом, привели к одному общему постулату: “Ионизирующие излучения над поверхностью человеческого тела в десятки и сотни раз превышают мощность фоновых излучений окружающей среды”. Количество ученых физиков, которые изучали проб ...