Психоанализ о личности » Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции

Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Страница 1

Христианская мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда.

Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках требник 16 века. Там инструкция для священника, какие вопросы он должен задавать на исповеди: «Не делал ли ты, чадо, то-то и то-то?» Девять десятых вопросов касаются сексуальных извращений, причем таких, которые нам, искушенным людям ХХ века и в голову не придут. Мне кажется, если бы священник не подсказал, исповедник и не додумался бы такое сотворить. До сих пор христианин, желая причаститься, читает в молитве ко Святому Причащению: «Господи, прости меня онаниста и мужеложника» Этот текст должны читать все, и женщины тоже. «Яко свиния лежит в калу, тако и я греху служу». Возможно, в богословских трудах и есть постулаты о божественности человеческой природы, но каждодневной своей практикой христианин утверждает: «Я – пациент Фрейда».

Легальных проявлений сексуальности немного. Брачная жизнь строго регламентирована. Человек, вступивший в сексуальный контакт со своей супругой в разрешенный день и разрешенным способом должен прочитать покаянную молитву от осквернения.

Как же христиане борются с проявлениями табуируемой сексуальности? Подавляют. В житии Иоанна Многострадального читаем, как он, пытаясь справиться с блудными мечтаниями, закопал себя по пояс в землю, почти ничего не ел и пребывал в таком состоянии несколько месяцев. Но бес не отступил, а принял вид страшного дракона, готового пожрать подвижника. Подвижник испугался и воззвал ко Господу о помощи.

Западные священники с ХII века разрабатывали учение о сублимации. Но судя по художественной и психологической литературе ХIХ века, это учение так и не вошло в массовое сознание.

Поэтому неудивительно, что у потомственных христиан за два тысячелетия накопилось столько сексуальных комплексов, что казалось, что они из одних этих комплексов и состоят.

Одновременно с учением Фрейда в начале ХХ века стали популярны восточные религии. Индуизм, буддизм и даосизм приблизительно одинаково оценивают роль сексуальности в жизни человека, поэтому я не буду разделять эти учения.

Все они приветствуют сексуальную энергию как материал для сублимации, для выхода человека на более высокие уровни сознания. Средний восточный человек внимательно изучает свою сексуальную энергию и не видит в этом чего-то кощунственного. Ведь сексуальная энергия, правильно поднятая, канализированная, помогает ему приобщиться к божеству, или к высшему разуму.

Наблюдая за собой, люди обнаружили несколько энергетических центров, в том числе два нижних: в основании позвоночника и внизу живота. Первый – «кундалини» - базисный, основной. От него зависит работа всех остальных центров. Он отвечает за выживание человека. При неправильном развитии центр основания позвоночника излучает энергии разрушения и смерти. Второй ценр вырабатывает сексуальную энергию. Иногда эти два центра рассматриваются, как один. Это фундамент, на котором построен человек.

Фрейд пришел почти к тому же, когда описывал базисные влечения человека, как влечение к жизни, влечение к смерти, и выделенное из первого сексуальное влечение.

На востоке, используя энергию кундалини, ее изучают и очищают. Поэтому в Китае и в Индии известно множество памятников литературы, посвященных способам использования сексуальной энергии. Фрейд тоже пытался ее очищать, но один человек, даже гениальный, конечно не может повторить достижения многих поколений исследователей. Заслуга Фрейда в том, что он задал западной мысли направление для поиска.

В буддизме разработано учение о нескольких уровнях функционирования человека. Попробую соотнести его со схемой Фрейда: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

1. Физический уровень.

2. Эмоциональный уровень.

3. Низший ментальный уровень, уровень конкретного ума.

4. Высший ментальный уровень, абстрактный ум.

5. Уровень Буддхи, Высшей любви, то что христиане называют «Святое Я Христа»

И т.д. и т.д. вплоть до полного соединения с божеством.

Средний человек функционирует на первых трех уровнях. Стремящийся к совершенству учится улавливать сигналы высшего ума. Когда он овладеет этим вполне – может двигаться к более высоким ступеням. Но прежде он должен приобрести полный ментальный контроль над эмоциональной природой.

Человек же в понимании Фрейда очень ограничен. «Оно» – это инстинкты физического уровня и низшие эмоции. «Я» - нижние подпланы низшего ментала, изобретательность, присущая развитым животным. «Сверх-Я» - комплекс страхов и запретов, сформированных родительскими наказаниями, т.е. опять же низший ментал и эмоции с примесью инстинктов.

Страницы: 1 2


Единство общения и деятельности
Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динам ...

В.М. Бехтерев Психологическое определение личности[60]
Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению д ...

Признаки острого (кратковременного) стресса
Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых). Поведенческие проявления: изменение мимики ...