Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов.
Полученные результаты представлены ниже:
1. Анна Никитична, 63 года.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" –5 баллов.
"Астения - Энергичность" – 8 баллов.
По полученным результатам испытуемая характеризуется пессимистичностью, ожиданием опасности в большинстве ситуаций социального взаимодействия. Она с трудом переносит ситуации неопределенности, которые незнакомы и потенциально опасны. Даже если незнакомая ситуация достаточно безобидна, она все равно ощущает напряжение и тревогу. Как следствие этого, с трудом приспосабливается к изменениям в привычном распорядке жизни и предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы. Хотя, в целом человек достаточно общительный, но входит в контакт только при наличии надежных гарантий принятия. По шкале астении также набрано достаточно большое количество баллов, что свидетельствует об астеничности испытуемой, необходимости дополнительного времени для отдыха.
2. Любовь Андреевна, 57 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 6 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Наибольшее количество баллов (из максимально возможных), набрано по второй субшкале «страх неопределенности - уверенность» и по шкале астеничности. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых Любовь Андреевной в незнакомых ситуациях, в новой, непривычной обстановке. В сочетании с высокой утомляемостью, астеничностью это приводит к малой активности, безынициативности испытуемой. Она часто нуждается в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляется. Помимо этого, ей требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.
3. Зинаида Гавриловна, 61 год.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 9 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Высокие баллы практически по всем субшкалам, свидетельствуют о высоком уровне тревожности испытуемой, тенденции к преувеличению существующей опасности. Ей характерно долгое переживание потерь и неудач. Зинаида Гавриловна стремится к избеганию многих ситуаций социального взаимодействия, ограничивая свой круг общения, от чего еще больше страдает. Ей также необходимо много времени на восстановление собственных сил после болезней и пережитого стресса.
4. Сергей Андреевич, 60 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 7 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 6 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 5 баллов.
"Астения - Энергичность" – 8 баллов.
Сергей Андреевич характеризуется повышенным уровнем тревожности во многих ситуациях взаимодействия, достаточно общителен, но только после установления высокой степени доверия к человеку. Плохо переносит критику, ощущает дискомфорт в новой, непривычной обстановке. Располагает малым запасом свободной энергии, в силу чего быстро утомляется при общении, после болезни и пережитого стресса.
5. Вера Николаевна, 55 лет.
Количество баллов по шкалам:
"Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов.
"Страх неопределенности - Уверенность" – 7 баллов.
"Застенчивость - Общительность" – 7 баллов.
"Астения - Энергичность" – 9 баллов.
Испытуемая не уверена в себе, пессимистична, дискомфортно себя чувствует в ситуациях неопределенности, в новой непривычной для нее обстановке. Большинство жизненных ситуаций вызывают внутреннее напряжение, беспокойство. Не способна настоять на своем, долго переживает неприятности и неудачи, пассивна. Согласилась на диагностику, устав от такого состояния, надеясь на помощь специалистов.
Таким образом, все обследованные в данной группе, характеризуются такими особенностями как, пассивность, высокий уровень тревоги в большинстве ситуаций социального взаимодействия, уход от контактов, болезненное переживание критики, неприятностей, неудач. Им свойственен высокий уровень астеничных процессов, быстрая утомляемость, необходимость дополнительного отдыха для восстановления собственных сил.
Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, ...
Психоаналитическая теория личности по Фрейду.
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о ...
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случ ...