Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных
родителейСтраница 1
Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенных семьях— свидетельство неэффективности традиционных ее форм и методов, применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуется разработка инновационных подходов и технологий к ее организации.
Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере». Следовательно, инновационные социальные технологии — это «методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе».
Добиться максимума от профилактических и компенсационных мер можно, устранив все факторы негативного влияния развода на ребенка как внутри семьи, так и со стороны окружения. Поэтому объектами социальной работы должны быть семьи в предразводной ситуации; семьи на этапе бракоразводного процесса, семьи, которые при помощи специалистов социальных служб сохранены; семьи в постразводный период; социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с проблемой развода.
Прежде всего, актуально создание государственно-общественной системы профилактики разводов. Но, организуя профилактическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь в каждом конкретном случае: об опрометчивом, вызванном неумением или нежеланием найти иной выход из кризиса, или об оправданном, социально одобряемом, являющемся оптимальным способом решения разногласий супругов. Более того, вновь подчеркнем, что развод в ряде ситуаций имеет много плюсов и может быть расценен как благо. Необходим акцент на профилактике именно неоправданных супружеских разрывов.
В первую очередь требуется перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин. Выдвигая в качестве цели стабилизацию семьи, нами имеется в виду необходимость создания условий, способствующих действительному, а не формальному укреплению брака. Прежде всего необходимо исключить использование различных санкций или запретительных мер. Во-первых, это противоречит демократическим основам общества. Во-вторых, в современных условиях они не только не будут способствовать исправлению ситуации, но могут породить скрытые проблемы, последствия которых трудно предугадать. В-третьих, они не отвечают потребностям общества, заинтересованного в сохранении семей, благодаря внутренним, а не внешним силам. Очевидно, часть браков, главным образом нежизнеспособных, будет расторгаться и в будущем. Вопрос состоит в сохранении жизнеспособных, тем более, что исследование показало, что отношение многих супругов к семейному кризису в постразводный период изменяется.
Система профилактики неоправданных разводов должна включать в себя: а) меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивости семьи; б) меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений; в) меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия; г) контроль за проведенной превентивной работой и ее результатами.
Качественной социальная работа с детьми разведенных не может быть без квалифицированных специалистов. Нужны федеральные программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области социальной работы с ними, с чем согласны 51,7% экспертов и 69,2% респондентов.
Для развития социальной работы с детьми из разведенных семей по месту жительства необходимо создание более или менее благоприятных условий, а именно привлечение и грамотное использование необходимых финансовых, организационных, управленческих, методических, технологических, кадровых ресурсов. Для этого прежде всего требуется увеличение объема средств, выделяемых на социальные нужды из местного бюджета, их распределение и перераспределение между ведомствами, государственными и общественными организациями, контроль за их использованием на уровне отдельной семьи; совершенствование процесса управления социальной работой на местном уровне, контроль за ее осуществлением на уровне отдельной семьи; усиление кадрового потенциала социальных служб путем организации курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для их работников и т. д.
Структура общения
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивн ...
Лидерство и руководство в малой группе
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологичес ...
Психолого-педагогическое обследование
заикания
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическ ...