Эффективность деятельности как индикатор профессионализма
Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.
В неблагоприятных условиях для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних, которые используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Соответственно, возрастает "цена" деятельности (затратная сторона), проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.
Таким образом, человек вынужден мобилизовать свой адаптивный потенциал для выполнения профессиональной задачи в неблагоприятных условиях.
Адаптивный потенциал человека (как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности) - это его интегральная способность противостоять негативным воздействиям среды. Профессионал способен также активно противостоять "дезадаптивным" воздействиям (проявляющихся в различных видах нагрузки).
Результатом профессиональной адаптации является сложившийся у человека конструктивный индивидуальный стиль, обеспечивающий высокую эффективность его деятельности, а также сформированные умения продуктивно использовать свои внутренние ресурсы для решения задач деятельности. Важнейшим признаком, характеризующим результат профессиональной адаптации, является достижение человеком высоких показателей эффективности деятельности.
Целесообразно выделять три вида критериев эффективности: экономические, социальные и психологические. Экономическая эффективность деятельности персонала определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата, связанного с выполнением миссии организации. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата к социальным издержкам этой части общества. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности работника и "цены" его деятельности (в виде соматических расстройств, нервно-психического напряжения, снижения мотивации и др.).
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)
Краткая характеристика методик:
Тест-опросник КОС [36]
Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Возрастной диапазон: от 17 лет.
Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Цель обработки результатов – получен ...
Эксперименты И.П. Павлова. Суть эксперимента
Экспериментальная работа по изучению механизмов образования условных рефлексов проводилась в лаборатории И.П. Павлова в Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга. Для того чтобы избавиться от влияния многочисленных случайных раздражителей, мешающих выработке условного рефлекса, работу с собаками проводили в изолированных звуконепроницаемых каме ...
Г-жа Х. (пример из практики)
Г-жа Х. лечится у нас давно. Я умышленно выбрал случай, где начало болезни со всей очевидностью прослеживается в прошлом, дабы не возникло впечатление, что сказанное в гл. «К вопросу о причине и вине» сводится к отрицанию значения педагогических ошибок — их роль может оказаться решающей. И все же — или именно поэтому — отметим, что нам ...