Особенности профессиональной деформации в условиях рынка
В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.
Существует два вида профессиональной деформации - деформация деятельности и деформация личности. Профессионально-деформированную деятельность (в крайнем ее проявлении) можно рассматривать как деятельность, направленную на получение антирезультата.
Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением антипрофессионализма. Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей. Им движет "антинаправленность", примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм и т.п. психологические феномены.
Это и нынешний чиновник, мобилизующий весь свой профессионализм на служение собственной выгоде, а не общественному благу. Это и врач, целью которого порой становится не излечение пациента, а своеобразный "бизнес" по распространению дорогостоящих пищевых добавок под видом лечения. Это и учитель, если его ценностью является не личностное развитие и повышение социальной компетентности учеников, а самоутверждение за счет их, вымогательство из родителей и т.д.
Основным психологическим механизмом, определяющим подобную профессиональную деформации, Е.П. Ермолаева называет утрату профессиональной идентичности. Действие указанного психологического механизма проявляется не только в равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, но и в замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды - профессиональной или непрофессиональной.
Для обозначения рассматриваемого вида деформации понятие "профессиональный маргинализм".
Признаки профессионального маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии - внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда, как в плане идентичности самосознания, так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).
Если рассматриваемые деструктивные процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (то есть то, что с точки зрения самой профессии как социального призвания, назначения - неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.
Назовите источники методов, используемых в возрастной психологии.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются ученые, исследуя процесс возрастного развития ребенка, состоит из нескольких блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.
Из общей психологии в возрастную пришли все ...
Развитие психолого-педагогических методов исследования
в России
Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, в частности, в результате миграционных процессов, человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам и изменил, и сам в нем изменяется.
Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях существования человека – физиологическом, психо ...
Экзистенциальная психология
Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. Экзинстенциальная психология связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван ...