Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности. Взаимосвязь
эмоций и деятельностиСтраница 1
Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.
М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма [9, с.424]. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет. Сердце очень чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни. Под воздействием длительных негативных эмоций у человека могут возникнуть болезни. И, наоборот, под влиянием положительных эмоций ускоряется выздоровление. Этому свидетельствует множество примеров.
Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.
Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, например, при опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль [8, с.65].
Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные эмоции, с другой, - эмоциональные состояния человека влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок [3, с.215].
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.
У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Они отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком - нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.
Экспериментальные доказательства биоэнергетического взаимодействия.
Целью настоящей работы
была реализация и проверка феномена дистантного биоэнергетического (телепатического) взаимодействия как фактора коммуникации в группе. Эксперименты носили в основном поисковый характер и были нацелены на обнаружение феноменов энергоинформационного обмена. В экспериментах исследовались процессы энергоинформационно ...
Развитие методов профессионального образования
Рассмотрим методологические подходы развивающегося профессионального образования. При исследовании проблем психологии развития используют системный, диатропический, синергетический и субъектный подходы.
Системный подход заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорг ...
Поспорим с Фрейдом!
Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети в ...