Эгоизм, эгоцентризм дошкольникаСтраница 1
Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает приятно. Родители же обычно замечают это последними. Эгоизм не самое прекрасное качество, и, когда речь идет о нас самих, нам еще труднее согласиться или допустить, что наши дети себялюбцы. Иной раз мы даже пытаемся не замечать, что увлечения нашего ребенка какой-нибудь глупостью становятся чрезмерными.
Почему дети ведут себя так?
С той минуты, как только они начинают ходить, мы постоянно внушаем им понятие о собственности. Мы без конца напоминаем, что эта вещь может сломаться, а ту трогать нельзя, что эта — чужая и так далее. Позднее, когда дети начнут просить у нас что-нибудь, мы сочиняем целые истории, прежде чем удовлетворяем их желание. Или отказываем, потому что вещь дорого стоит, или же милостиво снисходим к их просьбе и разрешаем. В 4—5 лет дети уже сравнивают свои игрушки, свою “собственность” с игрушками сверстников и часто страдают, обнаруживая, что у них есть не все, что имеется у других. И конечно, невольно задумываются, не означает ли это, что родители недостаточно любят их . Кроме того, они становятся ревнивыми не только к игрушкам братьев и сестер, но также к любви, которую родители распределяют между ними порой не слишком справедливо. Короче, дети начинают понимать, как важно обладать чем-то. Почему они так думают?
1. Мы учим их, что они не могут иметь того, что им не принадлежит.
2. Не всегда удовлетворяем их желание получить что-то.
3. Рано или поздно наши дети оказываются в контакте с другими ребятами, у которых есть то, что им хочется.
4. Соперничество с братьями и сестрами из-за родительской любви заставляет их думать, будто обладание игрушками — доказательство доброго отношения взрослых.
5. Многие вещи неизбежно привлекают детей только тем, что могут доставить удовольствие.
Однако чувство собственности, которое из-за всего этого подобным образом развивается у ребенка, не единственная причина эгоизма. Оно лишь подготавливает психологическую почву, на которой формируется характер. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом лишь в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться игрушками с другими почти всегда может быть истолковано как знак недоверия. Он думает, что другие не ответят ему тем же чувством, которое ему самому так трудно проявить. Он вырос только внешне, окружая себя игрушками — не чем иным, как заменой, суррогатом богатства и теплоты чувств, которых у него не было или было мало.
Самый лучший способ предупредить развитие эгоизма или вылечить от него ребенка состоит в том, что родители должны целиком, без остатка посвятить себя детям. Это означает, что ребятам прежде всего и главным образом нужно ваше время, а не какие-либо вещи, которые можно купить за деньги. Нет ничего, что могло бы заменить это время [10].
Однако обратите внимание еще на одно обстоятельство. Все дети, так или иначе, что-нибудь собирают, и поэтому не надо думать, будто мы мало уделяем времени ребенку, если он начинает составлять какую-нибудь коллекцию. В то же время, если малыш, потеряв какую-нибудь игрушку, ведет себя так, словно остался без ноги, или же почти весь досуг тратит на собирание игрушек, а не на игру с ними, родителям стоит вмешаться и уделить ему больше внимания. Когда же мы добавим в эту коллекцию самих себя, то окажемся в ней самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.
Об истинном благополучии, или каждому случалось быть трусом
Если понимать под качеством жизни умножение не материального, а духовно-душевного благополучия, не накопительство, а развитие способностей и углубление опыта, не построение все более непроницаемой системы внешних укреплений, а умение разбираться даже в непривычных ситуациях и справляться с ними, не достижение максимально высокого ранга ...
Развитие движений и действий
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживат ...
Ход эксперимента
1. Постановка проблемы исследования.
Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована проблема, положенная в основу данного исследования.
2. Обзор литературы. На данном этапе исследования использовался библиографический метод. В ходе использования эт ...