Данные личностного опросника FPI
Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0,05 ; t=3,864), «открытости» (р<0,05 ; t=2,197), «эмоциональной лабильности» (р<0,05 ; t=4,654) и «маскулинности – фемининности» (р<0,05 ; t=2,458). Спортсмены из первой группы по сравнению со спортсменами из второй группы показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению.
Таблица 2. Средние значения по шкалам методики личностного опросника FPI
Шкалы |
Группы | |||
Группа 1 (n=30) |
Группа 2 (n=30) | |||
М±m |
М±m | |||
Невротичность |
5,83 |
±0,44* |
4,46 |
±0,40* |
Спонтанная агрессивность |
6,33 |
±0,36* |
5,56 |
±0,40* |
Депрессивность |
5,2 |
±0,39* |
4 |
±0,40* |
Раздражительность |
7 |
±0,35* |
6,13 |
±0,38* |
Общительность |
4,56 |
±0,34 |
5,4 |
±0,39 |
Уравновешенность |
5,7 |
±0,41 |
6 |
±0,41 |
Реактивная агрессивность |
6,96 |
±0,36 |
6,66 |
±0,41 |
Застенчивость |
5,23 |
±0,42* |
3,43 |
±0,40* |
Открытость |
7,36 |
±0,45* |
6,66 |
±0,43* |
Экстраверсия- Интроверсия |
6,23 |
±0,45 |
6,73 |
±0,40 |
Эмоциональная лабильность |
5,33 |
±0,44* |
3,56 |
±0,37* |
Маскулинность-Фемининность |
5,33 |
±0,48* |
6,53 |
±0,41* |
*достоверность различий при р <0,05 при сравнении групп |
Основные проблемы психологии
К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна быть не чем иным, как «учением о происхождении психических деятельностей», она должна «изучать историю развития ощущений, представлений, мысле ...
Развитие словаря и грамматического строя речи
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звук ...
Теоретические задачи возрастной психологии
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов ...