Факторы и мотивы употребления алкоголя в
подростковом возрастеСтраница 4
отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте;
антисоциальное поведение;
столкновения с правоохранительными органа ми;
низкий уровень реакции па алкоголь (способность не пьянеть);
тревога и депрессия;
благоприятное отношение к выпивкам,
поиск новых стимулов, высокая потребность в возбуждении.
Наряду с факторами, способствующими алкоголизации подростков можно выделить факторы, препятствующие или защитные. [1, с 48] В многочисленных исследованиях основным источником, как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.
Некоторые подростки, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов, как чувство юмора; внутренний самоконтроль, подросток чрезвычайно целеустремленный, стрессоустойчив. Склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам, так же является защитным фактором употребления алкоголя подростками.
Однако, на наш взгляд, главное звено проблемы находится в точке противопоставления среды и личности, и окончательный выбор варианта жизни остается за личностью.
Существует большое количество различного рода факторов, сопутствующих или оказывающих влияние на психику подростка в процессе его социализации. В таблице 2 приведем факторы риска и защиты употребления алкоголя в подростковом возрасте. Большинство из них, особенно ведущих подростка к искушению алкоголя, уже были приведены выше.
Опираясь на исследования ученых научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни и мотивы вовлеченности в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Каждому уровню соответствует определенная группа мотивов.
Нулевой уровень характеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.
Таблица 2
Основные факторы риска и защиты употребления и злоупотребления психоактивными веществами подростками
Факторы риска |
Факторы защиты |
Зависимость от алкоголя родителя и/или других родственников Употребление алкоголя членами семьи Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец Плохой мониторинг со стороны родителей Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка Дискантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность Предпочтение мнения сверстников мнению семьи Плохая успеваемость, исключение из школы Проблемы с правоохранительными органами Низкий уровень ожидания от будущего |
Воспитание в семье с высокими морально-религиозными ценностями Позитивные коммуникации в семье Социальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности Сплоченность и твердость семьи Интеллектуально-культурная ориентация Эмоциональная близость к матери Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку Положительное поведение окружающих сверстников. Уважение семейных ценностей Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты Хорошая школьная успеваемость |
Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя при нулевом уровне следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца. Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Эпизодическое употребление алкоголя, подразумевает выпивку по праздникам, выходным и может по любому поводу. Мотив употребления алкоголя повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.
Обучение и воспитание детей с нарушением
интеллекта за рубежом
История развития обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в Европе прошла долгий период, в течении которого происходила гумманизация отношения к данной категории детей.
В атмосфере «относительного» благополучия, расцвета филантропии (то есть благотворительности) и формировались национальные системы специального образования з ...
Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - это воспроизведение раннее усвоенного опыта с формированием на основе субъектно-ориентированной актив ...
Приложения
Приложение 1
Психологические характеристики малой группы
Приложение 2
Соотношение социальных статусов, социальных ролей и поведения
Приложение 3
Стили лидерства
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Пассивный стиль
Природа стиля
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.
Делегирование ...