Особенности личности хронических соматических больныхСтраница 3
Профиль личности больных с невротическими расстройствами с затяжным течением характеризуется наибольшей дисгармоничностью: преобладающими пиками (более 70 Т-балов) по 2-й (тревога, депрессия) и 6-й (паранойя, ригидность) шкалам, высокими показателями по 1-й (ипохондрия, соматизация тревоги), 3-й (истерия, эмоциональная лабильность), 8-й (аутизация) и 0-й (социальная дезадаптация) шкалам.
У этих больных кроме «невротического уклона» профиля личности уже довольно чётко проявляются черты психопатизации личности и роста социальной дезадаптации.
Исследование системы отношений личности при помощи методики незаконченных предложений Сакса–Сиднея (J. M. Sacks, S. Sidney) свидетельствует о том, что у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом преобладают нарушения в сфере отношения к будущему, половой жизни, вышестоящих лиц на работе, несколько меньшее — в сфере отношения к семье.
У больных с острыми невротическими расстройствами нарушения отношений чаще отмечаются в сферах страхов и опасений, отношения к семье, матери, отцу, к себе и к целевым установкам.
В системе межличностных отношений пациентов с невротическими расстройствами с затяжным течением и соматический патологией чаще всего оказываются дисгармоничное отношение к отцу и половой жизни, к семье и вышестоящим лицам на работе, а также в сфере «осознания вины».
Изучение глубины астенического состояния при помощи методики счёта по Крепелину (Е. Kraepelin) у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом свидетельствует о существенной их утомляемости и истощении (количество простых арифметических операций у них за последний 30-секундный отрезок уменьшается по сравнению с первым на 20–30%).
Кривая работоспособности подтверждает отсутствие состоятельности к «втягиванию в работу» и стенического ресурса. Попытки больных сосредоточиться, «взять себя в руки» приводят к увеличению количества ошибок и резкому уменьшению количества операций в последующих отрезках.
Значительное падение работоспособности наступает уже на втором отрезке задания, потом (на третьем–четвёртом отрезках) больные делают первую попытку концентрации активного внимания, после которого работоспособность прогрессивно падает, и опять появляются ошибки. На седьмом–восьмом отрезках, как правило, регистрируется вторая попытка мобилизации стенического ресурса, однако уже менее успешная, чем первая, за которой наступает «обвал» работоспособности.
Хронические больные с острыми невротическими расстройствами выявляют ещё меньшую работоспособность (на 25–30% арифметических операций меньше), чем больные с соматогенным астеническим симптомокомплексом, и допускают больше ошибок. Кривая их работоспособности характеризуется меньшими подъёмами, связанными с попытками концентрации активного внимания, и глубокими спадами после них.
Результаты счёта у больных с затяжными невротическими расстройствами с соматической патологией свидетельствуют о наибольшей выраженности астенических явлений. Среднее количество арифметических операций у них является наименьшим, а ошибок — наибольшим.
Кривая работоспособности по своим характеристикам ближе к больным с соматогенным астеническим симптомокомплексом, чем у соматических больных с острыми невротическими расстройствами, хотя и отображает попытки концентрации активного внимания, однако они только подтверждают полное отсутствие ресурса стеничности.
По данным личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), для больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом наиболее характерными являются сенситивный и эргопатический типы реагирования на заболевание.
У соматических больных с неврастенией чаще всего диагностируются неврастенический, тревожный и эргопатический типы реагирования на заболевание; у больных с диссоциативными (конверсионными) расстройствами — эгоцентрический, сенситивный и эйфорический типы; у больных с обссесивно-компульсивными расстройствами — тревожный, обсессивный и паранойяльный типы.
Барьеры общения
В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры о ...
Сущность воспитания как педагогического процесса
Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями.
Содержание внеклассной воспитательной работы осуществляется на основе научных рекомендаций, разрабатываемых учеными в соответствии с социальн ...
Нестрессовый стиль жизни
При этом человек допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды напряженной деятельности. Имеет "пути спасения", позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться. Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и ...