Особенности личности хронических соматических больныхСтраница 3
Профиль личности больных с невротическими расстройствами с затяжным течением характеризуется наибольшей дисгармоничностью: преобладающими пиками (более 70 Т-балов) по 2-й (тревога, депрессия) и 6-й (паранойя, ригидность) шкалам, высокими показателями по 1-й (ипохондрия, соматизация тревоги), 3-й (истерия, эмоциональная лабильность), 8-й (аутизация) и 0-й (социальная дезадаптация) шкалам.
У этих больных кроме «невротического уклона» профиля личности уже довольно чётко проявляются черты психопатизации личности и роста социальной дезадаптации.
Исследование системы отношений личности при помощи методики незаконченных предложений Сакса–Сиднея (J. M. Sacks, S. Sidney) свидетельствует о том, что у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом преобладают нарушения в сфере отношения к будущему, половой жизни, вышестоящих лиц на работе, несколько меньшее — в сфере отношения к семье.
У больных с острыми невротическими расстройствами нарушения отношений чаще отмечаются в сферах страхов и опасений, отношения к семье, матери, отцу, к себе и к целевым установкам.
В системе межличностных отношений пациентов с невротическими расстройствами с затяжным течением и соматический патологией чаще всего оказываются дисгармоничное отношение к отцу и половой жизни, к семье и вышестоящим лицам на работе, а также в сфере «осознания вины».
Изучение глубины астенического состояния при помощи методики счёта по Крепелину (Е. Kraepelin) у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом свидетельствует о существенной их утомляемости и истощении (количество простых арифметических операций у них за последний 30-секундный отрезок уменьшается по сравнению с первым на 20–30%).
Кривая работоспособности подтверждает отсутствие состоятельности к «втягиванию в работу» и стенического ресурса. Попытки больных сосредоточиться, «взять себя в руки» приводят к увеличению количества ошибок и резкому уменьшению количества операций в последующих отрезках.
Значительное падение работоспособности наступает уже на втором отрезке задания, потом (на третьем–четвёртом отрезках) больные делают первую попытку концентрации активного внимания, после которого работоспособность прогрессивно падает, и опять появляются ошибки. На седьмом–восьмом отрезках, как правило, регистрируется вторая попытка мобилизации стенического ресурса, однако уже менее успешная, чем первая, за которой наступает «обвал» работоспособности.
Хронические больные с острыми невротическими расстройствами выявляют ещё меньшую работоспособность (на 25–30% арифметических операций меньше), чем больные с соматогенным астеническим симптомокомплексом, и допускают больше ошибок. Кривая их работоспособности характеризуется меньшими подъёмами, связанными с попытками концентрации активного внимания, и глубокими спадами после них.
Результаты счёта у больных с затяжными невротическими расстройствами с соматической патологией свидетельствуют о наибольшей выраженности астенических явлений. Среднее количество арифметических операций у них является наименьшим, а ошибок — наибольшим.
Кривая работоспособности по своим характеристикам ближе к больным с соматогенным астеническим симптомокомплексом, чем у соматических больных с острыми невротическими расстройствами, хотя и отображает попытки концентрации активного внимания, однако они только подтверждают полное отсутствие ресурса стеничности.
По данным личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), для больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом наиболее характерными являются сенситивный и эргопатический типы реагирования на заболевание.
У соматических больных с неврастенией чаще всего диагностируются неврастенический, тревожный и эргопатический типы реагирования на заболевание; у больных с диссоциативными (конверсионными) расстройствами — эгоцентрический, сенситивный и эйфорический типы; у больных с обссесивно-компульсивными расстройствами — тревожный, обсессивный и паранойяльный типы.
Ранняя комплексная
помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
Ранняя комплексная помощь - это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практическ ...
Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно т ...
Психолого-педагогическое обследование
заикания
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическ ...