Материалы по психологии » Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями » Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования

Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования

Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями.

2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных.

3. Провести диагностическое исследования личности больных с хроническими заболеваниями.

4. Разработать и апробировать комплекс мер психологического воздействия на повышение уровня адаптации больных с хроническими заболеваниями.

Объект –

больные, имеющие хронические заболевания.

Предмет –

психологические особенности хронических соматических больных.

Гипотеза исследования

– хронические соматические больные с разной степенью адаптации имеют различные личностные характеристики (такие как: особенности самосознания, мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы личности).

Эмпирическая база исследования

В исследовании приняли участие 62 человека имеющих хроническое заболевания. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 25 до 62 лет.

Методы исследования:

1. Метод беседы

Целью данного метода является установление контакта с испытуемыми и первоначальный сбор информации о них: как анамнеза, социально- демографических характеристик, диагностика эмоционального и мотивационно-потребностного компонентов личности.

Вопросы:

1. Ваш возраст?

2. Какое у Вас образование?

3. Где и кем Вы работали до обнаружения хронического заболевания?

4. Изменили ли Вы место работы? По каким причинам? Где и кем Вы работаете сейчас?

5. Вы живете один или с родственниками?

6.Раскажите о своей семье.

7. Как Вы считаете, что изменилось в Вашей жизни после обнаружения заболевания?

8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни?

9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов:

1) Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.

2) Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)

3) Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы).

2. Методика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда

Для изучения степени адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда[31].

Данная методика относится к классу опросников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:

"0" -это ко мне совершенно не относится;

"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

"3" -не решаюсь отнести это к себе;

"4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;

"5" -это на меня, похоже;

"6" -это точно про меня;

Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:

a) адаптивность (34 высказывания)

b) дезадаптивность (34 высказывания)

Индекс высчитывается по формуле:

На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группы испытуемых:

1. с высоким уровнем адаптации (группа А)

2. со средним уровнем адаптации (группа В)

3. с низким уровнем адаптации (группа С)

Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)

xi - каждое наблюдаемое значение признака

n - количество наблюдений

Σ - знак суммирования


Страх — так ли это плохо?
Страх знаком всем нам. Он «неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти», — справедливо замечает Фриц Риман1. Как душевный феномен, страх столь же естествен, сколь и явления внешние — дождь, ветер, туман или гроза. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидироват ...

Милицейский класс школы-гимназии № 3
Таблица №2 Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок. № пок-ля Название шкал Хср. Милицейский класс Апрель 2005 Хср. Милицейский класс Январь 2006 t 1-2 1 Гипертимность 13.50 19.90 -4.044*** 2 Возбудимость 13.70 14.50 0.115 3 Эмотивнос ...

Основные теории изучение речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (рече ...