Социально-психологические критерии адаптации к
школеСтраница 3
Третья группа. Для этих учащихся (14%) характерно нарушение нормальных форм социально-психологической адаптации, что проявляется в ограничении способности справляться со своими учебными и социальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. Их отличают неустойчивость по всем' выделенным критериям; срывы адаптации; неуклонное снижение интегральной оценки.
У некоторых детей этой группы очень слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учебе резко снижает их социальный статус, дети-одноклассники активно их отвергают. Подобная ситуация неблагоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии. Постепенно меняется характер их взаимоотношений с учителем, чаще всего они избегают контакта с ним, выполняя требования формально. Школьная неуспеваемость в данном случае является как бы производным или вторичным фактором их дезадаптации.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. Они теряются при ответах на вопрос учителя, часто допускают ошибки, выполняя задания, перемены проводят в одиночестве, предпочитая не выходить из класса, а заняться каким-либо делом, сидя за партой. Выражение их лиц отражает эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами. На уроке эти дети невнимательны, часто не слушают объяснений учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредоточиваются на задании, то выполняют его правильно. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями со стороны учителя, записями в дневник, наказаниями. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают играть другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.
Сам факт патогенного воздействия нарушенной адаптации на организм человека общепризнан. Психогенная роль социально-психологической адаптации в конкретных сферах жизнедеятельности ребенка, их взаимосвязи изучены еще недостаточно. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении нейротизма в виде чрезмерной застенчивости, плаксивости, депрессии.
Анализ нарушений социально-психологической адаптации у детей младшего школьного возраста позволил выделить наиболее характерные для них психозащитные реакции, к которым относятся следующие: активный протест (враждебность); пассивный протест (избегание); тревожность и неуверенность в себе. Эти варианты дезадаптивного поведения включают негативные проявления во всех сферах деятельности ребенка в школе.
Реакция активного протеста. В младшем школьном возрасте, по нашим наблюдениям, это выражается следующим образом: ребенок часто непослушен, нарушает дисциплину на уроке; на перемене обнаруживает негативизм по отношению к одноклассникам, ссорится с ними, мешает им играть, дети отвергают его; в эмоциональной сфере аффективная напряженность выражается в виде вспышек раздражения, гнева. Стабильное проявление реакции активного протеста диагностируется как патология поведения.
Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально; на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм; в эмоциональной сфере преобладают депрессивное настроение, страхи.
Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность; на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт; в эмоциональной сфере преобладает тревога, легко плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Изменения в поведении, выраженные реакцией тревожности и неуверенности, сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза и др., а также учащением соматических заболеваний.
В предупреждении расстройств психической деятельности большую роль играет знание структуры личности ребенка. К нарушению адаптации и развитию пограничных нервно-психических отклонений приводит недоразвитие таких компонентов личности, как мотивационно-потребностная сфера, интеллект, дисгармоничное формирование личностных свойств. Внешняя среда, воспитание, обучение влияют на поведение ребенка через внутренние условия, т.е. через индивидуальные личностные свойства, формирование которых существенным образом зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения.
Биография И.П. Павлова
Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. – Медико-хирургическую академию. Стажировался в Германии у крупных физиологов Р. Гейденгайна и К. Людвига. В ...
Исследование гендерных особенностей употребления
алкоголя в подростковом возрасте
Базой нашего исследования является средняя школа № 26 г. Благовещенска, участники исследования учащиеся в возрасте 13-15 лет. В целях конфиденциальности, анкетирование проводилось анонимно, результаты обрабатывались методом математической статистики. Результаты представлены усредненные с указанием пола.
После проведения диагностической ...
О «внутренней совести»
Рассуждения постоянно подводят нас к одной принципиальной мысли: страх как жизненное явление — это одно, наше отношение к нему — совсем другое. В жизни случаются многообразные поражения, крупные и мелкие, есть и страх перед поражениями, с которым приходится жить нам всем, а есть и поражение перед страхом. Наверное, это абсолютное пораже ...