Познавательные
психические процессы и их роль в построении образа окружающего мира. Роль ощущения
и восприятия в формировании представления об окружающей действительностиСтраница 5
Восприятие как процесс. Выше в основном были представлены характеристики конечного результата деятельности восприятия — чувственного предметного образа окружающего мира. В возникновении данного образа в субъективном пространстве при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств принимают участие два отличающиеся друг от друга процесса.
Итак, образы восприятия являются результатом действия двух процессов — построения и опознания и, наоборот, опознания и построения.
Восприятие предметного мира является прежде всего результатом взаимодействия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В создании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздействии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмоции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая является результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.
На последнем обстоятельстве необходимо остановиться чуть подробнее. Восприятие всегда характеризуется избирательностью. Мы не в состоянии воспринять все детали наличной ситуации. Воспринимается с большей или меньшей подробностью только то, в чем особенно заинтересован человек в данный момент. Имеются три принципа, которые отражают мотивационную основу избирательности восприятия.
Восприятие, как и все остальные процессы, зависит от культуры. Культура оказывает влияние на то, что человек буквально может или не может воспринять. В частности, было обнаружено, что в некоторых африканских племенах люди не в состоянии воспринять перспективу в плоских изображениях, поскольку европейский способ изображения перспективы на плоскости имеет условный характер. Восприятие цветовых оттенков также в значительной мере подвержено культурным влияниям.
Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения
Эмоциональное неблагополучие подростков –один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей.
Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка.
Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- ...
Укажите и объясните разницу между межличностным конфликтом и противоречием.
Разъясните необходимость различного отношения к ним.
Наиболее представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде.
На данном рисунке кружками показаны индивиды — члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизоди ...
Особенности интересов у медработников
По С.Л. Рубинштейну [18,с.534], значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности.
Профессиональное развитие личности - это формирование у человека возможностей (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствую ...