Эмпирическое исследование психологического
состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследованияСтраница 2
Анкета на выявление изменений в стиле жизни
Учитывая, что в переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
внутреннее ощущение себя по отношению к другим.
чувство безопасности и опасности.
восприятие нехватки времени
ощущение физического спада
нами были разработаны по 10 вопросов на каждый из этих факторов кризиса.
Респондентам было предложено ответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось 2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Таким образом, выраженность каждого фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов.
Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы:
внутреннее ощущение себя по отношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37
чувство безопасности и опасности: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
восприятие нехватки времени: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
ощущение физического спада: 4,8,12,16,20,24,28,32,26,40
Уровень от 0 до 6 - слабо выражен фактор кризиса
От 7 до 14 – средняя степень выраженности фактора кризиса
От 15 до 20 – фактор кризиса явно выражен.
Интегральный показатель уровня кризиса:
от 0 до 24 - слабо выражен фактор кризиса
От 25 до 59 – средняя степень выраженности фактора кризиса
От 60 до 80 – фактор кризиса явно выражен.
Низкий уровень кризиса означает отсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическое самочувствие.
Средний уровень кризиса соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.
Высокий уровень кризиса соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение цейтнота, сильное физическое утомление.
Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности»
Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» предполагает выбор испытуемыми из списка из 18 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей наиболее важные для них
Список ценностей и бланки таблиц для их сравнения приведены в Приложении 2.
Сперва испытуемые сравнивают ценности по степени важности , затем - по степени доступности
Для вычисления степени внутриличностной диссоциации R используется формула R=Σ|B-Д| (максимальная степень рассогласования R=108, минимальная R=0, граница нормы R=33). Это означает, что при значениях R, превышающих число 33, можно говорить о наличии изменений личности различной степени выраженности, что является основанием для включения испытуемого в группу «риска».
Условия образования условных рефлексов
В процессе работы И.П. Павлов открыл и сформулировал ряд условий, необходимых для образования условных рефлексов:
1. Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени. Например, если звук звонка или загорание лампочки соединить с кормлением, то эти, ранее безразличные раздражители через несколько сочетаний начинают вызыва ...
Факторы социально-культурной адаптации
Оценивая теоретические и эмпирические исследования социально- культурной адаптации, следует признать значительный вклад специалистов в изучение факторов, благоприятствующих вхождению различных категорий мигрантов в новую культурную среду.
Прогнозирование социально-культурной адаптации возможно, исходя из уровня информированности/осведо ...
Физиологическая адаптация школьников
Очень отчетливо в первые недели, месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних заметно чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность; у других, наоборот, заторможенность и унылость. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адапт ...