Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Общая характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Общая характеристика феномена социальной адаптации психолого-педагогических исследований
Страница 5

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как "преодоление", "целенаправленность", "развитие индивидуальности", "самоутверждение". В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса: тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду; тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностей ориентаций группы [74, с.48] https://platie4you.ru/effektivnye-metody-lecheniya-alkogolizma-kak-pobedit-zavisimost/

Как отметил А.А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оценивается: требования социальной среды - их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.; потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе. Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптация.

А.Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности: степень интеграции личности с макро - и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала; эмоциональное самочувствие.

А.А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает: психоэмоциональную стабильность, личную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствия дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация - это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию [87, с.38-39].

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

В концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительное по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия) конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребности личности ограничивающим потребностям социальной среды. В результате этого конфликта происходит актуализация состояния личностной тревоги, что, в свою очередь, включает защитные реакции, действующие на бессознательном уровне (реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, Эго мобилизует личностные ресурсы). Таким образом, степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяют два уровня адаптации: адаптированность (отсутствие у личности тревоги) и неадаптированность (ее наличие) [94, с.118].

Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка "степеней свободы" адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная. В состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осуществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и др.). Они не вызывают изменений целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер. Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество различных интерпретаций термина социальная адаптация [93, с.80]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности отношения к труду
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Суть отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересо ...

Субъективно переживаемый возраст (психологический возраст) и самоосознание
Время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и бл ...

Кризис 7 лет
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно вос ...