Практическое изучение
формировавния социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с
нарцшениями интеллекта. Организация практической работы с детьми младшего
дошкольного возраста с нарСтраница 1
Практическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта по формированию социальной адаптации проводилась в ДОУ № 60 г. Новосибирска в течение 6 месяцев с ноября по май 2004-2005 года. В эксперименте участвовали две группы детей младшего дошкольного возраста (3-4лет) с нарушениями интеллекта (в стадии дебильности) (табл.3). Одна группа детей - экспериментальная, вторая - контрольная. В экспериментальной группе занятия по формированию социальной адаптации с детьми уже проводились, а в контрольной группе - не проводились. Диагноз поставлен на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Выявить проблемы социальной адаптации среди детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2. Определить уровень социальной адаптации детей методами диагностики личностный особенностей детей и личностных отношений между детьми
3. Организовать поэтапную работу по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста
1. Определение социальной адаптации детей через проблемные ситуации
"Мостик"
Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она - единственно правая в споре. Задача каждого участника - сделать встречные шаги, выстроить "мостик", который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Например: Коля и Миша (4 года) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. "Мостиком" в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.
"Ступеньки"
Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные "шаги", но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего "шага". Обсуждение происходит в виде "лесенки", поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх). Например: Даша (4 года) хочет попросить маму купить ему конструктор:
4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.
3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.
2. Мама скажет: "Нет денег!"
1. Я попрошу маму купить мне конструктор.
"Две гири"
Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями "+" и с отрицательными последствиями "-". В этом случае "на весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок?
Дать игрушку (+) |
Не давать (-) |
Саша будет со мной дружить |
Саша не будет со мной дружить |
Потом уступит игрушку |
Будем играть с другими детьми |
Будем играть вместе с ним |
Все будут меня дразнить |
"Логическая цепочка"
Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.
"Туча"
С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы "Туча".
Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.
Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое "хочу" ("Что я хочу сделать?") от чужого "хочу" ("Что хочет сделать другой?"). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных "хочу" и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними "Мостик".
Д.Н. Узнадзе Установка у человека. Проблема объктивации[70]
…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. ...
Мотивация: понятие и механизм
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребно ...
Язык невербального общения
Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает н ...