Работа №2 Типы памяти
Задача исследования: выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Оснащение опыта: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.
Порядок работы: Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает в слух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листике запомнившиеся слова 3-го ряда. Спустя 10 минут, экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листике запомнившееся слова 4-го ряда.
Учет результатов.
1-й испытуемый.
Вид памяти |
Кол-во слов в ряду (а) |
Кол-во удержанных в памяти слов (в) |
Коэффициент памяти в/а |
слуховой |
10 |
6 |
0,6 |
зрительный |
10 |
5 |
0,5 |
Моторно-слуховой |
10 |
5 |
0,5 |
комбинированный |
10 |
8 |
0,8 |
2-й испытуемый.
Вид памяти |
Кол-во слов в ряду (а) |
Кол-во удержанных в памяти слов (в) |
Коэффициент памяти в/а |
Слуховой |
10 |
9 |
0,9 |
Зрительный |
10 |
8 |
0,8 |
Моторно-слуховой |
10 |
7 |
0,7 |
Комбинированный |
10 |
10 |
1,0 |
Анализ результатов:
Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.
Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.
1 испытуемый:
У испытуемого доминирует комбинированный вид памяти, при опросе было выяснено, что испытуемый оценивает свою память как "плохую" и при запоминании обычно пользуется слухом.
Рекомендации испытуемому: Испытуемому, рекомендуется применять для запоминания материала и слух, и зрение, а так же моторно-слуховой вид запоминания материала.
2 испытуемый:
Испытуемая оценивает свою память как "хорошую", и при запоминания пользуется ассоциативным способом, а так же слуховым.
У испытуемой доминирует комбинированный вид памяти.
Рекомендации испытуемой: Испытуемой, рекомендуется применять слух и зрение для запоминания материала.
Сравнение испытуемых:
У обоих испытуемых комбинированный вид памяти, это, возможно, вызвано тем, что для обоих испытуемых для запоминания материала требуется, как зрительная, так слуховая и моторно-слуховая память.
Области применения факторного анализа
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно “… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и ...
Психологическая
зависимость. Причины возникновения психической зависимости
В современной западной психологической литературе термин «психологическая зависимость» используется в единственном смысле: зависимость от наркотиков (опьяняющих веществ). Тем не менее, у такого явления есть корни в нормальной психической деятельности человека, и в этом случае опьяняющее средство может выступать как заместитель недостающ ...
Экзистенциальная психология
Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. Экзинстенциальная психология связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван ...