Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)Страница 2
- ситуации беседы
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека.
Блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
2. Реагирование на справедливую критику.
3. Реагирование на несправедливую критику.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет".
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.
Оценка по всем шкалам производится по трем параметрам «уверенность», «зависимость», «агрессивность».
Инструкция методики, текст, ключи и алгоритм обработки результатов находятся в Приложении 2.
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК). [36]
Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.
Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
Методика предусматривает оценку уровня коммуникативной и социальной компетентности по 7 шкалам (факторам):
Фактор А
- Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный.
- Низкая оценка –А – необщительный, замкнутый.
Фактор В
- Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.
- Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.
Фактор С
- Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.
- Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.
Фактор Д
- Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.
- Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.
Фактор К
- Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.
- Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.
Фактор М
- Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.
- Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.
Фактор Н
- Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.
- Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.
Уровневая оценка факторов (в баллах):
- 16-20 – максимальный уровень;
- 13-15 – преобладающая выраженность факторов;
- 8-12 – средний уровень;
- 5-7 – низкий уровень.
Инструкция, текст методики, ключи и алгоритм обработки результатов представлены в Приложении 3.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент. На этом этапе проводилась первичная диагностика коммуникативной компетентности у студентов всей выборки по всем трем методикам.
2. Формирующий эксперимент. На этом этапе в экспериментальной группе был проведен тренинг коммуникативной компетентности.
3. Контрольный эксперимент. На этом этапе проведена повторная диагностика уровня коммуникативной компетентности в экспериментальной и контрольной группах.
После проведения эксперимента было проведено сравнение коммуникативной компетентности до и после тренинга в контрольной и экспериментальной группах.
В исследовании были использованы следующие методы математической обработки результатов:
1. Средние показатели;
2. Процентное соотношение
3. G-критерий знаков.
По результатам изменений показателей коммуникативной компетентности, произошедших в контрольной и экспериментальной группе, определялась значимость социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной компетентности у студентов-психологов.
Особенности мотивационно-потребностной сферы личности испытуемых
Для изучения мотивационно-потребностной сферы применялась методика незаконченных предложений (см. приложения). Анализ результатов приводится по следующим категориям:
1. Высказывание о будущем (1, 2, 9, 13)
2. Высказывание о прошлом (3, 4)
3. Высказывание о заболевании (6, 7)
4. Высказывания, связанные с родственниками (8)
5. Высказ ...
Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов ...
Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.
Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - ...