Материалы по психологии » Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношен

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношен
Страница 2

При заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе:

1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;

5 баллов – совершенно согласен, это утверждение совершенно подходит.

В опроснике «Взаимодействие родитель – ребёнок» для родителей дошкольников представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя

2-я шкала: мягкость – строгость родителя

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребёнку

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю

5-я шкала: отвержение – принятие ребёнка родителями

6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество

7-я шкала: тревожность за ребёнка

8-я шкала: непоследовательность – последовательность

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье

10-я шкала: удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем

Фиксировалось: ответы родителей. (см. Приложение 2).

Опросник с утверждениями и ключ см. Приложение

4. Методика оценки отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI)

Цель: изучение отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.Шефер и Р.Белл. Методика была адаптирована Т.В.Нещерт.

Методика состоит из 115 суждений, в которой выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся га 3 группы:

1 – оптимальный эмоциональный контакт;

2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком;

3 – излишняя концентрация на ребёнке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

1.Отношение к семейной роли

2.Отношение родителей к ребёнку

2.1.Оптимальный эмоциональный контакт

2.2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком

2.3.Излишняя концентрация на ребёнке

Каждая шкала измеряется с помощью определённых признаков. А каждый признак, в свою очередь, измеряется с помощью суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смысла содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определённой последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака – 20; минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие.

Фиксировалось: ответы родителей .

Признаки шкал, список утверждений и ключ см. Приложение

Страницы: 1 2 


Сущность содержания образования и его компоненты. Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется ...

Персонологическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивидуальность
В центре внимания исследователей персонологической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений занимается ...

Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указывает, что тревожност ...