Анализ полученных данных
Страница 4

12. Никита П. (19 минут).

Расположение рисунка в правой части говорит о том, что человек в своём поведении в основном руководствуется принципом реальности.

Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Семья изображена в полном составе: папа, мама, брат, испытуемый. Первым мальчик нарисовал папу, второй маму, третьим себя, четвёртым брата. Стирание мамы в процессе рисования, отсутствие у неё носа указывает на негативное, конфликтное отношение к ней. Наличие штриховки при изображении мамы, папы, брата говорит о напряжённой эмоциональной атмосфере в семье.

13. Яша Я. (15 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемый. Схематическое изображение всех членов указывает на отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение. Первым ребёнок нарисовал себя, что говорит о его эгоцентричности. Второй мальчик нарисовал маму, это может указывать на близкую эмоциональную связь с ней. И третьим испытуемый изобразил папу. Себя Яша нарисовал с длинными руками длинными пальцами, что может быть связано с его агрессивными желаниями. Можно предполагать, что ребёнок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя может указывать на стремление ребёнка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими. С длинными пальцами Яша изобразил также и маму, и папу, что может говорить о восприятии ребёнком пунитивности, агрессивности этих членов семьи.

14. Кирилл Г. (18 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. На рисунке изображены: испытуемый, папа, сестра, две кошки. Отсутствует мама. Её отсутствие говорит о малой значимости мамы для ребёнка; конфликтном, негативном отношении к ней. Не рисуя некоторых членов семьи, в данном случае мамы, ребёнок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с данным членом семьи. Первым ребёнок нарисовал себя, что говорит о его эгоцентричности. Вторым мальчик нарисовал папу. Можно предположить, что из всех членов семьи он для него является наиболее значимым, близким. Но при этом папа отделён ото всех членов семьи шкафом, что указывает на конфликтное отношение с ним; его очень высокую изолированность в семье. Последней ребёнок нарисовал сестру, которая также отделена от испытуемого стулом, что также говорит о наличии конфликтных отношений с ней. Включение домашних животных в семью указывает на недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. Изображение большого количества предметов (стул, стол, шкаф, люстра) указывает на недостаточность эмоционального общения в семье.

15. Варя М. (19 минут).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Ровный умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Семья изображена в полном составе: мама, папа, испытуемая. Первой девочка изобразила себя, что указывает на её эгоцентризм. Стирание себя во время рисования, перерисовка указывает на неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Вторым девочка нарисовала папу, он изображён самым маленьким, на заднем плане, с сильным нажимом карандаша. Всё это указывает на напряжённое, конфликтное, негативное отношение к нему, малой значимости отца для девочки. Последней Варя изобразила маму. Одинаковое изображение себя и мамы указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

16. Аня Б. (23 минуты).

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность. Схематическое изображение всех членов указывает на отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение. Первой Аня нарисовала маму, что свидетельствует о более близких эмоциональных отношениях с ней, чем с папой. Вторым девочка изобразила папу. И в последнюю очередь испытуемая нарисовала себя. Стирание себя в момент рисования говорит о неблагополучном эмоциональном самоощущении в семье, своей малой значимости. Формы тела себя и матери Аня изобразила одинаково, что говорит о хорошей половой идентификации девочки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее раз­работке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения различаются между собой весьма существенно, а нередко связь таких общепси­хологических, предельно шир ...

Сравнительный анализ факторных структур, полученных в выборках учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья
Задачу исследования по сравнению факторных структур, полученных в выборках учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, мы решили с помощью сравнительного анализа факторных структур (см. таблицу 3.15). Таблица 3.15. Сравнительная таблица факторных структур показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосома ...

Обоснование эксперимента
Физиологический механизм условно-рефлекторной пищевой реакции у собаки осуществляется следующим образом: пища, попадая в полость рта, раздражает вкусовые рецепторы, при этом в нервных окончаниях чувствительного нерва возникает возбуждение, передающееся по центростремительным нервам к слюноотделительному центру, находящемуся в продолгова ...