Основы поведения человека в сфере экономикиСтраница 3
Для более углубленного изучения основ поведения человека в сфере экономики рассмотрим типы экономического поведения личности.
Познание психологии поведения другого человека предполагает не только стремление увидеть все детали его эмоционального, душевного настроя, направленность мыслей, предугадать его возможное поведения.
Психологический анализ базируется также на умении обобщать, группировать свои наблюдения, проводить их классификацию, а также активно использовать уже разработанные наукой варианты типологии человеческой психики.
Прежде чем рассмотреть сложившиеся в науке варианты типологии, обратимся к одной важной психологической детали самого процесса познания.
Замечено, что человеку легче воспринимать новую информацию, если она систематизирована, имеет форму смысловых блоков. При этом видна закономерность: чем проще структура классификации, тем легче она воспринимается. (Конечно, немало при этом зависит от степени образования человека.)
Одновременно в процессе своей жизни человек стремится к определенным обобщениям и систематизации. Чаще всего это происходит на бытовом, упрошенном уровне. Кроме того, наблюдения показывают, что к ряду обобщенных выводов человек приходит подсознательно. Высшая же форма систематизации реализуется в ходе научного подхода к явлениям.
Итак, можно сделать вывод о том, что систематизация близка внутреннему настрою человека, его природе. Он как бы инстинктивно стремится к определенной упорядоченности. Это связано с тем, что сама жизнь - высокоорганизованная система, имеющая весьма четкую внутреннюю структуру. В жизненных процессах все разбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. К тому же существуют устойчивые сочетания разных компонентов, вариантов.
Помимо упорядоченности процессов в самой живой природе человек склонен к системности из-за того, что воспринимать новую информацию ему намного легче, если она разбита на четкие блоки. Известно, что мозг сам пытается систематизировать (на уровне сознания и подсознания) воспринимаемые сигналы. Своего рода «сортировка», «обработка» первых полученных сведении дает возможность нашей нервной системе легче реагировать на происходящие события, находить более эффективные варианты ответных действий.
Какова же причина подсознательной систематизации нашим мозгом поступающей информации? Это связано с тем, что обилие сигналов извне слишком велико. Реагировать на каждый из них, «обрабатывать» его полностью «индивидуально» невозможно. Именно в поисках сохранения сил, энергии природа создала способность к обобщению и отбрасыванию частностей.
По сути уже на уровне подсознания у нас срабатывает «система прецедентов». Мозг классифицирует информацию на определенные типы, виды и запоминает. Получаемая новая информация автоматически направляется на сравнительную экспертизу в «базу данных». Там она сопоставляется с уже имеющимися «файлами», которые представляют собой определенные типы. После процесса сравнения подается обратный сигнал в высшую нервную систему. На его базе человек начинает действовать.
Стоит отметить, что на более простом уровне данные процессы происходят у всех видов животных. Систематизация далеко не всегда требует мыслительной деятельности. Она осуществляется и на уровне относительно простых форм нервной системы. Однако у человека по сравнению с другими живыми существами имеются явные преимущества. Он подключает к систематизации свое сознание. Именно это дало человеку возможности создания древа науки.
Цивилизация, к которой пришло человечество, является в известном смысле результатом того, что индивид овладел систематизированным мышлением и поведением, научившись шаг за шагом все больше понимать сложную структуру окружающего мира. [3, с. 59].
Проблемы и механизмы
профессиональной адаптации в новых условиях
Профессионалом человек становится не сразу. Процесс профессионализации включает определенные этапы и фазы развития профессионализма. На первых этапах результативность, качество и надежность деятельности у него низки, а "цена" деятельности - велика. Особенно это характерно для сложных видов деятельности, требующих как теоретиче ...
Основы энергоинформационной теории.
Дифференцированные органы чувств устроены так, что каждый из них настроен на вибрации среды определенной частоты. Среди вибраций, действующих на сетчатку глаза, известен небольшой ряд частот, на которые реагировать, и эти особые вибрации вызывают в нас ощущения, которое мы называем светом. Иначе говоря, мы способны видеть только те пред ...
Социально-психологические критерии адаптации к
школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.) и ...