Основы поведения человека в сфере экономикиСтраница 5
В более поздние времена появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов. Наиболее интересно это было сделано в конце XYIII в. И.Кантом. Его описания темпераментов были повторены потом во многих источниках.
И.П.Павлов, взяв за основу эту классификацию, развил ее, стремясь определить физиологическую базу каждого вида темперамента. Свою систему градации он обозначил как совокупность типов нервной системы.
Отметим еще один интересный вариант типологизации характера человека, сделанной К.Юнгом. Он выделил два основных типа: экстравертный и интровертный. Данная классификация хотя и не охватывает всего разнообразия человеческих натур, удачно помогает в психологическом анализе другого человека. [1, с. 17].
Пожалуй, наибольшую применимость в современной реальной жизни имеет классификация характеров, развитая французским психологом Ле Сенном. Характер представляет собой совокупность следующих трех основных психологических параметров.
Эмоциональность. Эта черта показывает, с какой легкостью та или иная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние. У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют на все это менее быстро и бесстрастно. Правда, часть людей активно реагирует на события внутренне, стремясь не показывать свои эмоции внешне. Внимательный человек, однако, может судить об этом по некоторым признакам (тональность лица, бледность, молчание, дрожь и т.д.). Степень такого состояния принято обозначать условными знаками: «Э +» или «Э -».
Активность. Данное качество психики выражает потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть постоянно чем-то занятыми. Они, как правило, быстро принимают решения. Их не очень пугают трудности, а оптимизм - типичная их черта. В противоположность им есть и другие люди. Им необходимо долго думать, прежде чем они начинают действовать. Однако это не означает, что такие люди ленивы. Данное свойство обозначается: «А +» или «А –» .
Первичность и вторичность. Данная характеристика показывает, насколько долго мы способны ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. Принято разделять людей на две группы (естественно, как это и всегда в психологии, с известной долей условности).
Одна группа получила название «первичной».
Люди данного склада недолго сохраняют впечатления от пережитого. Они больше живут настоящим, не погружены в прошлое или будущее. Без труда приспосабливаются к обстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, то быстро отказываются от своей цели или идеи.
Способны на большие усилия, но не в течение длительного времени. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения н ненавидят рутину. Другими словами, эта группа людей тяготеет к сиюминутному восприятию жизни.
Люди другого склада, который условно можно назвать «вторичным», долго остаются под впечатлением прожитого и пережитого. Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, нечасто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но когда чаша терпения переполняется, гнев бывает страшен. Они верны своим принципам и привычкам. Они мало меняются, нм трудно навязать новую точку зрения. Могут упорно и терпеливо работать ради достижения отдельных целей.
Комбинация трех изложенных параметров обеспечивает в итоге наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения. Эти результирующие сочетания можно отобразить с помощью наглядной схемы.
В психологической литературе дается достаточно обстоятельное описание черт, присущих каждому из названных восьми типов характера.
Работа №4: Логическая и механическая память
Задача исследования: Исследование логической и механической памяти методом запоминания 2 рядов слов.
Оснащение опыта: Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Порядок работы:
Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). П ...
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравствен ...
Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник. [27]
Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:
· Любознательность (Л),. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные ...