Структура и критерии классификации проявлений толерантности
(интолерантности)Страница 2
Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.
Под социогенетическим фактором он понимает влияние субъективно-объективных условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.
Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором.
Под биогенетическим фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей [11, с. 269-271].
Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты:
- отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;
- милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);
- принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;
- открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;
- восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);
- одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [18, с. 27].
Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать:
1. Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное.
2. Важность. Предмет отклонения не тривиален.
3. Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением.
4. Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему).
5. Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое «принятие») [17, с. 131-132].
Е. Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений:
- «Черепаха Тортилла» - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.
- «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.
- «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.
- «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.
- «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.
- «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.
- «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.
Неврозы детей, причины и следствия
Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова [5] к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления к ...
Познавательные
психические процессы и их роль в построении образа окружающего мира. Роль ощущения
и восприятия в формировании представления об окружающей действительности
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо п ...
Теоретическая часть. Биоэнергетическое
излучение человека как фактор коммуникации. О биокоммуникации с точки
зрения физиологии.
Общение животных, биокоммуникация, это связь между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы (специфические - химические, механические, оптические, акустические, электрические и др., или неспецифические - сопутствующие дыханию, движению, питанию и т.п.) воспринимаются соотве ...