Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции:
понятие, функции и значимость в развитии личностиСтраница 2
Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах — грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоций, что они становятся не тем, чем были вначале . Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы .» Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства.
Таким образом, эмоции помогают осуществлять социальный контроль. К. Изард, описывая социализацию различных эмоций, отмечает, что одним из наиболее часто применяемых родителями способов является использование одной эмоции для воздействия на другую (например, смягчение страха обращением к стыду). То, каким образом социализируются эмоции, играет очень большую роль в личностном развитии ребенка. Так, рассматривая социализацию интереса, К. Изард отмечает: « .если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если жеозабоченность родителей собственными нуждами делает их
нетерпеливыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого — подавляться».
Известно, что эмоциональные процессы сопровождаются разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов; причем эмоциональные реакции вызывают изменения в организме посредством не только нервных, но и гормональных механизмов. Механизм воздействия эмоций на физиологические реакции детально рассматривает Э.Росси в более широком контексте воздействия «духа» на «тело». «Новое и чрезвычайно глубокое понимание, которое делает возможной современную науку о взаимодействии между духом и телом, заключается в следующем: молекулы-посредники являются конечным общим звеном психосоматического взаимодействия между психикой, эмоциями, поведением и проявлениями генов в здоровье и болезни».
Итак, эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
Поэтому предполагается, что эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человека являются основной формой осознания им своей собственной индивидуальности.
Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к человеку автоматически; как и все другие аспекты человеческого развития, оно развивается во взаимодействии ребенка со взрослым (причем взрослый своим поведением может как способствовать, так и препятствовать этому).
Так, важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называниевзрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может как адекватно отражать состояние ребенка — и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности.
Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие
или непринятиевзрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций. Не принимая эмоциональных реакций и состояний ребенка, т.е. не признавая за ним право испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка.
Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка
со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е., признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.
Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение.
Приемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте
Первый прием
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок
- было трудно выполнить
- не было трудно
- легко выполнить
Второй прием
Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников
Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа п ...
Описание и анализ результатов
Всего в исследовании принимало участие 20 человек. Возраст от 18 до 36 лет различного пола.
На начальном этапе была предложена методика диагностики к различным видам зависимостей.
Ответы испытуемых распределялись следующим образом:
1. алкогольная зависимость: 1,15,29,43,57
2. телевизионная и Интернет зависимость: 2,16,30,44,58
3. л ...
Сознание человека и психофизическая реальность
Необходимо отметить, что вопрос о биополе тесным образом связан с пониманием сущности фундаментальных уровней структурной организации материи. Подчеркивая важность проблемы, философ и психолог, член-корреспондент АН СССР А.Г. Спиркин отмечает следующее: „В мировоззренческом плане здесь вырисовывается более богатое представление о матери ...