Идентификация
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно. Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневекового латинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологии традиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления, установления связи личности с другим человеком, группой. Этимологически корень iden обозначает что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего она рассматривается как:
– эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1];
– феномен межличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего происходит установление сходства или различия; [17]
– один из механизмов познания и понимания людьми друг друга [17];
– как универсальный механизм понимания личности другого [15];
– механизм формирования смысловой сферы личности [8]
Как правило, исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время эти составляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, в исследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12]. Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми друг друга.
Идентификация – это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания, механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения.
Морозов А.В. описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечая при этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, что идентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом, настоящем, будущем). Действительно, идентификация выступает обязательным моментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смысл идентификации – обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. Но нельзя не принимать во внимание, что главным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантов идентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе [1].
Теоретические задачи возрастной психологии
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов ...
Личностные особенности учащихся с первой группой психосоматического
здоровья
Задачу исследования по определению личностных особенностей учащихся с первой группой психосоматического здоровья мы решили с помощью корреляционного анализа Пирсона, при котором выявили взаимосвязи между показателями исследования при критическом значении р=0,05. Обратимся к таблице 3.6., которая отражает корреляционные взаимосвязи между ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных
этапах развития
Ведущий методист отдела социально-педагогического сопровождения управления образования администрации г. Омска Мозжерова Наталья Анатольевна.
Исходя из темы психолого-педагогических чтений, основные вопросы, которое мы сегодня с вами рассмотрим, являются – особенности психологического развития детей дошкольного возраста на разных возрас ...