Идентификация

Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно. Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневекового латинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологии традиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления, установления связи личности с другим человеком, группой. Этимологически корень iden обозначает что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего она рассматривается как:

– эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1];

– феномен межличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего происходит установление сходства или различия; [17]

– один из механизмов познания и понимания людьми друг друга [17];

– как универсальный механизм понимания личности другого [15];

– механизм формирования смысловой сферы личности [8]

Как правило, исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время эти составляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, в исследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12]. Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми друг друга.

Идентификация – это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания, механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения.

Морозов А.В. описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечая при этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, что идентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом, настоящем, будущем). Действительно, идентификация выступает обязательным моментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смысл идентификации – обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. Но нельзя не принимать во внимание, что главным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантов идентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе [1].


Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры [2, с.64]. На ее вершин ...

Милицейский класс школы-гимназии № 3
Таблица №2 Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок. № пок-ля Название шкал Хср. Милицейский класс Апрель 2005 Хср. Милицейский класс Январь 2006 t 1-2 1 Гипертимность 13.50 19.90 -4.044*** 2 Возбудимость 13.70 14.50 0.115 3 Эмотивнос ...

Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...