Особенности волевого развития дошкольникаСтраница 7
Вот как многие из них отвечают на вопрос воспитателя: «Будешь ли ты проверять свою работу и когда?»
«Не буду проверять. А зачем?» (Лена В., 5 лет 6 мес.)
«Не хочется проверять. Хочется позаниматься чем-нибудь». (Максим Н., 6 лет.)
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М. Богуш, Е.А. Бугрименко, И. Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:
– у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
– развивается способность к волевому усилию;
– складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
[1] Термин Г.А. Урунтаевой
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно ...
Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных
с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности
адаптации личности к хроническим заболеваниям
Фундаментальные вопросы психологической адаптации в достаточной степени освещены в трудах отечественных (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежных (Г. Гартман, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) исследователей.
Среди работ данного направления в соответствии ...
Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта
Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. Метод изучения личностных особенностей
Методика "Какой я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным д ...