Методы изучения
социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллектаСтраница 1
Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
1. Метод изучения личностных особенностей
Методика "Какой я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике "Какой я?"
Оценка результатов:
Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
Результаты исследования приведены в табл.3
Таблица 3 - Методика "Какой я?"
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||||
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
№ |
Имя |
Возраст |
Балл |
1 |
Коля |
4 |
0,5 |
1 |
Ира |
3,5 |
2 |
2 |
Миша |
4 |
1 |
2 |
Оля |
4 |
1,5 |
3 |
Даша |
4 |
0,5 |
3 |
Зина |
3,5 |
1 |
4 |
Слава |
3,5 |
1 |
4 |
Валера |
4 |
1,5 |
5 |
Юра |
4 |
1 |
5 |
Игорь |
4 |
1 |
6 |
Витя |
3 |
0 |
6 |
Дима |
3 |
1 |
7 |
Костя |
4 |
0 |
7 |
Таня |
4 |
2 |
8 |
Марина |
3,5 |
0,5 |
8 |
Федя |
3,5 |
1 |
9 |
Юля |
4 |
0 |
9 |
Аня |
4 |
1 |
10 |
Наташа |
3,5 |
1 |
10 |
Виталя |
3,5 |
1 |
Средний балл 0,55 |
Средний балл 1,3 |
Структура общения
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивн ...
Терапия: методы общие и специфические
Все эти три истории, каждая в своем роде, касаются нашей проблемы, суть которой проста: каким образом представители помогающих профессий (а к ним я отношу психиатров, священнослужителей, социальных работников, психологов-практиков и работников образования) смогут обрести снова хотя бы немного того здравого смысла, который некогда был им ...
С.Л. Рубинштейн О личностном подходе[61]
Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зав ...