Отрасли психологии и ее значениеСтраница 5
Основные принципы детской психологии заложили А.В.Запорожец (многолетний руководитель Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР) и с Д.Б.Эльконин (автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста). В сферу их основных научных интересов входили темы возрастного созревания, и развития детей.
Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.
Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Важное значения имели труды А.Р. Лурии, посвященные изучению нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Он заложил научно-психологическую основу для сегодняшней медицинской психологии, которая широко применяется в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
В 20 веке психология разбилась на ряд идеалистических и механических течений – бихевиоризм, гештальпсихология, персонализм, фрейдизм и т. п. В современной буржуазной психологии широко распространяются субъективно-идеалистические, фидеистические концепции, воскрешаются под видом последнего слова науки идеи средневекового схоласта Фомы Аквинского, прилагается немало усилия к тому, чтобы «обосновать» спиритизм, оккультизм, телепатию и т. п.
Единственно правильной теоретической основой для развития научной психологии явился диалектический материализм, заложивший прочную методологическую основу научной психологии. Своё естественно-научное обоснование психология получила в исследованиях великого русского учёного И. П. Павлова, который, развивая идеи И. М. Сеченова, экспериментальным путём вскрыл основные закономерности работы головного мозга животных и человека.
Подлинно научное, диалектико-материалистическое понимание психики разрабатывается советской психологией. К нему близко подходят представители передовой психологической мысли в зарубежных странах. Советская психология сформировалась в борьбе с идеалистической. (Г. И. Челпанов, А. И. Введенский и др.) и механистической, взглядами на психику (рефлексология В. М. Бехтерева и пр.). Эта борьба, развернувшаяся уже в начале 20-х гг., нашла своё выражение как в печати, так и на 1-м Всероссийском съезде по психоневрологии в Москве в 1923 и 2-м Психоневрологическом съезде в Ленинграде в 1924. Группа передовых психологов во главе с К. Н. Корниловым выступила против идеалистического понимания психики, отстаивала необходимость построения марксистской психологии, исходящей из понимания психики как свойства особым образом организованной материи и рассматривающей её в развитии и социальной обусловленности у человека. На первых порах разработке вопросов психологии с чётко выраженных марксистских позиций мешало некритическое отношение некоторой части советских психологов к различным течениям буржуазной психологии того времени, ошибочно казавшимся «близкими» к основным положениям материалистического понимания психики (бихевиоризм, гештальтпсихология, социологические теории развития психики человека и пр.). Потребовалась значительная критическая работа (психологические дискуссии 1930—31 и последующих годов) для раскрытия порочности вышеназванных течений и более чёткого определения принципиальных позиций советской психологии. Хотя борьба за построение марксистской психологии вначале велась с недостаточно чётко разработанных методологических позиций, она сыграла свою положительную роль в становлении советской психологии. Важное значение для развития психологии имели труды И. П. Павлова, посвящённые вопросам высшей нервной деятельности.
Ответ на невербальное общение
Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».
Как же реагировать на невербальное общение собеседника? 'Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста об ...
Введение.
Коммуникация
, общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются ...
Стереотипы организационного поведения
Расширение сфер делового межкультурного взаимодействия предусматривает разработку технологий формирования навыков организационного поведения, ориентированных на интеграцию норм деловой этики различных культур. Решение этой задачи предполагает анализ социально-психологических, культурных и этнических стереотипов организационного поведени ...