Материалы по психологии » Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей » Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Страница 1

Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авто­ров, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклоне­ний.

Под социализацией

нами понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей сре­дой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализа­ции в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь мы согласны с Э. Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство бе­зопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом: социальное развитие че­ловека фундаментальным образом зависит от наличия длитель­ных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культу­рах, хотя точная природа социализации и ее последствий в раз­ных культурах варьируется». Для душевного рав­новесия ребенка необходимо ощущение справедливости и бла­гополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей — это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, не­обходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей пере­живает сильный стресс. Только в период с 1990 по 1998 г. более 5 млн детей осталось вследствие расторжения брака родителями в неполной семье.

Развод в семьях с детьми, возможности минимизации его негативных последствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа. Основная масса работ оте­чественных авторов по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспек­та осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.Системный анализ социологической, психологической, пе­дагогической, юридической, медицинской литературы позво­ляет выделить два крупных блока отрицательных послед­ствий развода родителей для социализации детей — крат­ковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обо­стряющийся перед разводом, саму бракоразводную процеду­ру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие раз­вода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспи­тания и социализации1.

Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов фор­мирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологи­ческие травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между роди­телями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально про­должительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь де­тей в так называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактичес­ки уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ре­бенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «кон­фликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры роди­телей принимать чью-либо сторону. Существуют впол­не достоверные исследования, подтверждающие, что затяж­ной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между роди­телями в течение ряда лет.

Страницы: 1 2


Выводы и рекомендации
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. 1. Больные с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации. 2. Бол ...

Этапы
1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; - повышение уверенности в собственных силах; - устранение отрицательных эмоций. (одно занятие). 1. Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение дет ...

Основные психические процессы человека
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или ...