Материалы по психологии » Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей » Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Страница 2

Отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода для несо­вершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызывае­мые психическими травмами шокового характера и часто на­блюдаемые у детей из конфликтных семей. А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вслед­ствие развода. К сожалению, еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родите­лей, приводят к последующим психическим отклонениям. Указанными ранее поведенческими признака­ми отрицательного влияния развода на детей могут проявлять­ся также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др. Медики утверждают, что дети из семей после разво­да имеют повышенную (в 2 — 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитываю­щихся в разведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у де­тей этой группы — в три-четыре раза чаще.

Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влия­ния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозмож­ности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в не­полных семьях, лишенные возможности наблюдать, близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, ча­сто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным.

В осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерей возникают неодинаковые пробле­мы, независимо от того, что основа по существу общая — воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и эффективная организация социальной работы с детьми.

К сожалению, сегодня в науке отсутствует типология се­мей разведенных, в силу чего говорить об адресности оказы­ваемой им на практике помощи довольно сложно1.

При всей важности проблем, связанных с состоянием де­тей, преимущественное внимание к ним специалистов, без учета морального

состояния родителей, чревато серьезными последствиями и может усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про­блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива­ются, как правило, отдельно.

Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало трудов посвящают изучению его негативных последствий. В работах социологов, психологов, педагогов подтверждается, что жизнь взрослого человека в ситуации развода осложнена появлением нервно-психических расстройств и ухудшением состояния здоровья в целом, резкой реорганизацией повседнев­ной жизни и социальных связей, необходимостью одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни, ухудшением материально-бы­тового положения, снижением соци­альной, общественной, производственной активности, появлением психологичес­ких проблем. В подобных услови­ях отмечается повышенная невротизация родителей, в част­ности, матерей, что является одним из факторов последую­щей невротизации их детей. Последнее особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной со­циальной работы с ними1.

Таким образом, многие аспекты проблемы влияния роди­тельского развода на детей в современной науке хорошо изу­чены. Однако в социологии отсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчивается воздействие раз­вода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе, к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве суп­руга и родителя; почему развод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи, защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффектив­но противостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обо­собляется от семьи, обречено на гибель, но современная на­ука до конца так и не знает, какие потери и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении послед­ствий развода, как правило, не дифференцировано воздей­ствие на юных членов семьи предразводной и постразводной ситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в каждом семейном типе создаются различ­ные условия и предпосылки для воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности пo-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая груп­па, в связи с этим нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенно­сти их воспитания, отношений со взрослыми в ситуации полиродительства. Все это позволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требу­ют дальнейшего исследования.

Страницы: 1 2 


Описание методик исследования. Отношение к работе у сотрудников исправительной колонии
Было произведено анкетирование "Отношение к своей работе". Были взяты 2 группы по 20 человек со стажем работы от 1 года до 10 лет – "1 группа" и от 10 лет и более - "2 группа". Результаты анкетирования представлены в настоящей таблице. Ответы были представлены только Да/Нет. Вопросы Группы 1 гр ...

Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта. Риск в психологи и экстремальные виды спорта
Понятием «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить очень много различных аспектов, в которых рассматривается риск. В массовом сознании распространено суж ...

Интонация и тембр голоса.
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для ...