Материалы по психологии » Проблема зрительных ощущений в общей психологии » Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.

Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Страница 5

Об этом говорил и Бернштейн Н. А.: «Когда мы ходим, поднимаемся по лестнице, поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всей наглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время как пространство с наполняющими его предметами неподвижно, хотя и все рецепторы говорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую, птоломеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниканской». Эта идея Н. А. Бернштейна развивается в современных исследованиях. Можно сказать, что зрительные ощущения предполагают чувственное самовыделение и пространственную локализацию воспринимающего. [18]

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.

Чувствительность глаза к световым волнам различной длины неодинакова. Наиболее яркими кажутся человеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зеленой части спектра (556 мм). В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зеленый цвет, а зеленый цвет, имеющий длину волны 510 нм. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье. Общее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150. [17]

Таким является обоснование значимости зрительных ощущений в познавательных целях.

Роль зрительных ощущений в психической жизни человека так же не маловажна. Можно сказать, что в своих отношениях с действительностью человек в первую очередь руководствуется зрением. Какие ощущения даёт нам зрение? Что замечают, что видят наши глаза в объективном мире?

Несомненно, в основном две вещи: свет и цвет. По существу, ощущения света переживаются как ощущения цвета – темное и светлое; они всегда считались цветом, особенно их полюса - черное и белое. Серое тоже скорее цвет, чем свет. Признав все зрительные ощущения цветовыми ощущениями, дадим более правильное описание наших переживаний. Тогда свет, безусловно различаемый глазом, следует считать не качественно отличной отдельной группой зрительных ощущений, а одним из моментов ощущения цвета, по которому можно отличать один цвет от другого.

Узнадзе Д. Н. указывает, что некоторые психологи так и поступают, полагая, что единственная функция зрения заключается в ощущении цвета. [20] Со сторонниками цветовых теорий зрения мы сталкивались ранее.

Но зрительные ощущения нужны человеку не только для познания.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. [11]

Таким образом, серьезные нарушения зрения могут приводить, с одной стороны, к информационной недостаточности, а с другой — к сбою механизмов информационной обработки. [1]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Физиология пубертата
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. Что вызывает деятельность половых ...

Этапы
1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; - повышение уверенности в собственных силах; - устранение отрицательных эмоций. (одно занятие). 1. Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение дет ...

Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Обозначим хотя бы некоторые из них. Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различным ...