Задачи и методы психологииСтраница 1
Задача психологии — познание объективных законов психической деятельности человека, развития его сознания, формирования психических качеств личности. Психологические закономерности являются выражением зависимости психических процессов и свойств личности от жизней условий, в которых осуществляется отражательная деятельность мозга. Познание этих закономерностей - путь конкретного раскрытия природы и сущности психики, её развития и значения в жизни и деятельности человека. Оно — необходимое условие успешного решения практических задач руководства психическим созреванием личности, образованием её разума, целенаправленного изменения её психических особенностей в соответствии с запросами социалистического общества.
Для разрешения этих задач психология применяет объективные методы исследования. Вопреки субъективистам, утверждающим, будто психическое может быть познано только путём самонаблюдения, научная исходит из положения, что психическая деятельность, как и все жизненные явления, познаётся объективным путём. Являясь единством объективного и субъективного, психика выражается в движениях, действиях, поступках, речевых актах человека,
измене
ниях деятельности его организма и т. п. И эти объективные проявления психической деятельности в неразрывной связи с тем, что воздействует на века, мы получаем возможность раскрывать те и отношения, которые лежат в основе психического отражения действительности. В научном изучении психики применяются метод наблюдения за деятельностью, поведением, поступками детей и взрослых, метод бесед с ними, различные эксперимента, проводимого в лаборатории и в обычной естественной обстановке. В лабораториях широко используются специальные приборы для подачи различных раздражителей или заданий испытуемым, для фиксации их двигательных, речевых и других реакций, для учёта скорости и т. п. При этом учитываются также данные субъективных показаний испытуемых (самонаблюдения). Большие возможности изучения различных психических реакций представляет павловский метод образования секреторных, двигательных и других условных рефлексов. Важное место в психологических исследованиях занимают различные виды обучающего и воспитывающего эксперимента, дающего возможность проследить самый процесс формирования умственных действий, знаний, умений и навыков, волевых и других качеств человека. Особенно велико значение этих видов эксперимента при разработке вопросов детской и педагогической психологии. Важную роль в психологических исследованиях играет изучение продуктов деятельности человека, биографических и автобиографических материалов, а также данных клинических наблюдений за изменениями психической деятельности и материального субстрата.
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в развитии русской психологической науки. Среди психологов острая идейная борьба вокруг проблемы о философских началах психологии.
В первые годы советской власти старой психологии противостояла близкая к бихевиоризму «рефлексология» Бехтерева, однако вследствие грубого механизма соединённого с энергетизмом в духе Оствальда, она не давала перспектив для развития марксистской психологии. Большую роль в борьбе с идеализмом в начале 20-х гг. сыграли выступления П. П. Блонского (1884—1941) и особенно, К. Н. Корнилова (1879—1957), изобличавших реакционную сущность идеалистической психологии и призывавших к перестройке психологической науки на материалистической основе. Однако позитивная программа психологов во многом была также механистична («реактология» Корнилова, «поведенческая психология Блонского). Полемика с защитниками старой психологии, возглавлявшимися Челпановым, проводилась как в печати, так и в устных дискуссиях, в частности на всероссийских психоневрологических съездах 1923 и 1924. Значительным этапом в развитии советской психологии явились исследования Л.С.Выготского (1896—1934) и возглавлявшейся им группы психологов. В своих ранних работах Выготский указывал на значение учения И. П. Павлова для психологии и пытался развить мысль о рефлекторной природе психики. Одним из первых советских авторов он подчеркнул всю важность проблемы сознания для материалистической психологии. Ему удалось не только подняться над ограниченностью «поведенческого» взгляда на человека, но и преодолеть идеалистическое представление о сознании как о замкнутом в себе мире чисто субъективных явлений. Он стремился объяснить психику человека как продукт человеческого развития, однако при этом дуалистически противопоставлял «культурное» развитие «натуральному», а самый ход исторического развития психики трактовал абстрактно, вне борьбы классов. Выготским показана ведущая роль обучения в психическом развитии ребёнка и предприняты первые исследования в области усвоения детьми научных понятий.
Этапы генезиса речи, как средства общения
Анализ психологической литературы позволил психологам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни проходит в три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не умеет понимать речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам, по зде ...
Милицейский класс
Как мы видим в милицейском классе в апреле 2005 г. наибольшей выраженности достигали показатели спонтанности, агрессивности, сензитивности и эмотивности. В соответствии с ключом этой методики, высокие показатели по этим шкалам соответствуют стремлению к лидированию, развитию эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждени ...
Рекомендации
Для повышения сплоченности группы мы рекомендуем использовать Тренинг сплоченности, который поможет создать ситуацию межличностного доверия и понимания между учащимися.
Данный тренинг может включать следующие блоки занятий:
1. Знакомство (для более близкого знакомства участников группы, установления новых контактов).
2. Повышение спл ...