Ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных
ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. Традиционная дифференциация
половых ролей в семьеСтраница 1
По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых – закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское – наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознательному, добровольному, активному и т.п.; женское – к субъективному, подсознательному, невольному (пассивному). Такой подход, как считали герметики, является основой для объяснения многих процессов, происходящих в мире.
Вся история развития человеческого общества – проявление мужского и женского начал в их единстве, но единстве далеком от истиной гармонии [37, с.17]. Человек полностью ушел в парадигму приоритетности [7, с.15]. В результате, на долгие столетия возобладал мужской принцип организации общества.
Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре [33, с.69].
В недалеком прошлом главным образом мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес основную моральную и материальную ответственность за благополучие семьи. Мужчина являлся бесспорной главой семьи. Именно он определял статус семейного союза, устанавливал круг общения семьи, принимал важнейшие решения по всем важным вопросам. За это он освобождался от всех домашних обязанностей [16, с.114].
Патриархальные отношения в семье, т.е. главенство мужа, существовало и на Руси. Причем взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. Так, в литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж – глава, он вправе поучать жену и детей, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.
В XVII - XIX вв. в большинстве семей дети жили в доме до смерти родителей. Роль домохозяйки и матери оставалась до конца жизни, с одной стороны самодостаточной, а с другой – исчерпывающей и изнуряющей.
В ХIХ веке женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины.
Роль женщины определялась на основе следующих убеждений:
женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);
привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, которому им трудно приспособится, поскольку они слишком ранимы и благородны;
благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. Это единственный способ женского воздействия на общество.
Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщины «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах.
Следует отметить, что на рубеже ХIX и ХХ вв. даже слабые намеки на необходимость достижения равноправия полов вызывали непонимание, а подчас воинственное неприятие со стороны мужских «интеллектуальных» кругов. В многочисленных работах того времени, посвященных женскому освободительному движению, акцент делался на психофизическом своеобразии полов, иногда доходящих, по мнению С.И. Голода, до абсурда [12, с.14]. Так, например, Прудон писал: «Допуская к исполнению общественных обязанностей женщину, предназначенную природой и супружескими законами к занятиям чисто семейным – мы пятнаем семейную честь, делаем из женщины лицо общественное, провозглашаем смешение полов, общность любви, уничтожение семьи, абсолютизм государства, гражданское рабство и шаткость собственности» [16, с.18].
Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.
Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - ...
Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <…>
Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношени ...
Милицейский класс школы-гимназии № 3
Таблица №2
Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок.
№
пок-ля
Название шкал
Хср.
Милицейский класс
Апрель 2005
Хср.
Милицейский класс
Январь 2006
t 1-2
1
Гипертимность
13.50
19.90
-4.044***
2
Возбудимость
13.70
14.50
0.115
3
Эмотивнос ...