Влияние распределения ролей в семье на поведение супругов
Страница 2

Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т.д.

При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).

Изучение этого вопроса Н.Ф. Федотовой выявило, что мужское главенство отметило 27,5% мужчин и 20% женщин, причем число семей, где оба супруга считали главой семьи мужа, составляло лишь 13% от общей выборки. В более половины случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена – себя, что нередко создавало конфликтую ситуацию [38, с.90].

Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу 18% женихов и (% невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном около 40% придерживаются выходцы из сельской местности и имеющие среднее образование [14, с.100].

При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу.

Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой является только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины.

Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующая роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер. Имеются также семьи, где главой является жена. Это объясняется тем, что наметилась тенденция к изменению полового стереотипа. Как отмечает Ю.Е. Алешина, исследования последних лет продемонстрировали, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки [2, с.58]. Девочки больше мальчиков занимаются общественной работой, т.е. проявляют дополнительную активность, чаще мальчиков поддерживают контакты с другими людьми (одноклассниками, учителями, организациями, другими людьми), они более ответственны, чем мальчики. Такая ситуация приводит к формированию различия между полами, не соответствующих традиционным.

Подобное нарушение полового стереотипа не случайно и имеет глубокие корни в нашей культуре. Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути6независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации.

В то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует у женщин развитие мускулинных качеств: конкурентности, стремлению к доминированию, сверхактивности.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. Различные подходы к пониманию феномена толерантности
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки: - в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; - во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и ре ...

Деловое общение
Трудовые коллективы возникают ради целей совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно деловое общение. Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной про ...

Выводы
В свободное время респонденты экспериментальной группы предпочитают смотреть телевизор, слушать музыку, встречаться с друзьями. Опрошенные из контрольной группы на первое место предпочитают встречаться с друзьями, смотреть телевизор и ходить в театры. В списке наиболее предпочитаемых кинофильмов первое место у респондентов эксперимента ...