Влияние распределения ролей в семье на поведение
супруговСтраница 3
Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам6 мальчиков, как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же напротив – на гиперактивность и доминантность. В то же время, жить им приходится в обществе во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты, что в семейной жизни может привести к возникновению конфликтов при распределении ролей в семье.
Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа и жены Т.А. Гурко полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще чем муж принимает решения, однако, было выяснено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи. В эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена [14,c.105].
В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине.
Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождение между заработком мужа и жены большое.
Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям. Например, выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.
Профессиональный труд мужей и нужды профессиональной жизни, стремление к неограниченным профессиональным обязанностям, высокая психическая и физическая нагрузка на работе – ограничивают участие мужей и в воспитании детей. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным.
Усиление роли традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход за ним ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план4 муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна.
Немаловажным остается факт, что домашние дела у женщин являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т.п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелые вещи) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.
Эмоции. Интеллект.Самость.
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.
Маслоу подчеркивает необходимость ...
Субъективно переживаемый возраст (психологический возраст) и самоосознание
Время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и бл ...
Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов
Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныши многих животных. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка.
Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органич ...