Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории,
выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы,
внешние по отношению к человеку (например, "тенСтраница 2
А.Н.Леонтьев,
продолжая линию Л.С.Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.
За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия.
Язык в такой трактовке – идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значений. На более ранних стадиях развития психики отражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, "объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом". Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.
Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов,
созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморегуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений.
Всеми исследователями до начала XVIII века предметом психологии признавалась душа. Душу считали причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта (1596 – 1650)
«Страсти души». Благодаря Р. Декарту, в едином потоке переживаний была открыта новая психическая сущность – сознание человека. Декарт, как бы «изобрел его». Это было начало достоверного знания о душевной жизни человека. Это были знания о проявлениях, которые могли стать содержанием сознания человека.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания это не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме", - писал Локк,
Описание методов исследования
В ходе исследования была использована анкета, выявляющая особенности интересов [41,с.105-111], методика «Структура интересов» [42, с.389-395] и методика «Йоваши».
Анкета состоит из 13 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один, при необходимости два-три, но не больше. Если в списке нет того ответа на вопрос, который респо ...
Условия образования условных рефлексов
В процессе работы И.П. Павлов открыл и сформулировал ряд условий, необходимых для образования условных рефлексов:
1. Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени. Например, если звук звонка или загорание лампочки соединить с кормлением, то эти, ранее безразличные раздражители через несколько сочетаний начинают вызыва ...
Понятие профессионализации персонала и ее основные этапы. Сущность и особенности профессионализации персонала
Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлени ...