«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и
склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спортаСтраница 6
Этот вывод неприменим к молодым женщинам из бедных семей. Начиная со средних классов школы и до взрослого состояния чернокожие молодые люди делают ставку на спорт, в то время как девушки – на образование. Здесь прослеживается половая динамика, которая управляет подростковыми группами и заставляет мальчиков ценить спортивные достижения выше образования. [19]
Стресс
В широком смысле под стрессом имеют ввиду любое воздействие со стороны внешних сил, которое оказывает разрушительное воздействие на организм. В более узком понимании, стресс это состояние эмоционального напряжения, вызванного какими-либо воздействиями носящий разрушительное воздействие на организм. В первом понимании стресс рассматривается как причина, а во втором как результат. По замечанию Р. Люфта, "многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати", а Г. Селье полагает, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс", и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл (1973) вслед за C.Сэллсом (1970) считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П.Фресс (1975) предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно "употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации". Ю.C.Савенко определяет психический стресс как "состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации". [8]
Из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема стресса широко изучается многими исследователями, но пока в науке не появилось общего определения данного феномена.
Г. Селье выделил 3 стадии стресса:
· реакция тревоги;
· сопротивления (адаптации);
· истощения .
Ю.В. Щербатых (2006) объединил факторы, влияющие на развитие стресса у человека, выделив:
· врожденные способности организма и детский опыт;
· родительский сценарий;
· личностные особенности;
· факторы социальной среды;
· когнитивные факторы. [25]
Стрессоустойчивость и склонность к риску.
В современной психологической науке стресс определяется как эмоциональное напряжение организма, возникшее вследствие эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью, которой спорт и является.
К факторам стресса исключительно спортивной деятельности относятся:
· соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником ;
· максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата ;
· систематическая , длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
В большинстве работ посвященных изучению стресса выделены личностные предпосылки, которые связаны с соревновательным стрессом:
· мотивация достижения;
· самооценка;
· тревожность. [31]
Среди факторов, определяющих влияние психического стресса на спортсмена, выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности, и прежде всего — эмоциональную устойчивость (способность спортсмена сохранять высокую психическую и физическую работоспособность при действии сильных эмоциональных факторов), обеспечивая эффективную деятельность и целенаправленное поведение в экстремальных условиях. Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей — мотивов, отношений личности, особенности психических процессов.
Виды, уровни, функции межличностного общения
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как п ...
Гештальтпсихология.
Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальтпсихолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и м ...
Релаксационные упражнения
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Итак, ...