Эмпирическое исследования познавательной
деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследованияСтраница 2
Индивидуальные различия в способности к переключению внимания зависят от индивидуально-типологических свойств нервной системы.
Исследование избирательности внимания.
Цель исследования: определить уровень избирательного внимания.
Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет текстовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: «Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»
Тестовый бланк выглядит следующим образом.
Бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрочягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршрофщуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжипдрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтьлджьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурссзжшнаптйфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаопрукгвмстрпеихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтлкнноп
После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил предложенное ему задание.
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу.
Время (в сек.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более0I низкий
240-2491I низкий
230-2392I низкий
220-2293I низкий
210-21941 низкий
200-20951 низкий
190-19961 низкий
180-189711 средний
170-1798II средний
160-1699II средний
150-15910II средний
140-14911II средний
130-13912II средний
120-12913II средний
110-11914III высокий
100-10915III высокий
90-991«III высокий
80-8917III высокий
70-7918III высокий
60-6919III высокий
Менее 6020IV очень высокий
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетельство феноменальной психической активности человека.
Методика "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ"
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в освоении нового вида деятельности и оценки качества мышления.
Практическая часть
Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1 "В" класса МОУ СОШ №15 с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных ...
План (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка
раннего возраста
Перед тем как начать разработку плана занятий нами был проведен опрос среди родителей детей раннего возраста на сайте www.my.mail.ru, в сообществах «МАМА+ПАПА+ДИТЯ» и «БЕБИ.РУ – БЫТЬ ХОРОШЕЙ МАМОЙ». Тема опроса «Считаете ли вы себя родителем достаточно компетентным в вопросах воспитания ребенка до 3х лет?». Были предложены варианты отве ...
Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной
группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по
английскому языку
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он ов ...