Социально-проблемная
ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектаСтраница 2
Таблица 2 - Специфика проблемного обучения
Интеллектуальный процесс |
Эмоциональная реакция |
Постановка вопроса, проблемы |
Удивление, изумление, недоумение |
Появление догадок, предположений |
Догадка, неуверенность |
Выбор установленного предположения |
Сомнение, уверенность, нетерпение |
Проверка предположения |
Радость, гордость, удовлетворение |
Таким образом, проблемное обучение должно рассматриваться не просто как предположения средство напряжения лишь интеллектуальных и моральных сил ребенка, а как “качество деятельности” (Т.И. Шамова), проявляющееся в отношении дошкольника и содержанием процесса деятельности, и стремлением к активному овладению знаниями, умениями и навыками в оптимальное время, и мобилизацией эмоциональных, нравственных сил дошкольника на достижение учебно-познавательной цели.
Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Поэтому именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций, а также реальных ситуаций, имевших место в группе. Проектирование ситуаций - повседневное творчество любого педагога. Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил.
Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.
Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы.
Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.
Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.
1. Подготовительный этап
Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).
Цель данного этапа - привлечь детей к интересной игровой деятельности, сформировать умение действовать с куклами и предметами, передавать интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.
2. Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации
Цель данного этапа - конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между "можно" и "нельзя".
3. От следствия к причине
Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное - начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.
Общие сведения о детях с замедленным психическим развитием (ЗПР).
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается ...
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
· сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;
· первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания с ...
Классификация теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений ф ...