Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 2

Таблица 2 - Специфика проблемного обучения

Интеллектуальный процесс

Эмоциональная реакция

Постановка вопроса, проблемы

Удивление, изумление, недоумение

Появление догадок, предположений

Догадка, неуверенность

Выбор установленного предположения

Сомнение, уверенность, нетерпение

Проверка предположения

Радость, гордость, удовлетворение

Таким образом, проблемное обучение должно рассматриваться не просто как предположения средство напряжения лишь интеллектуальных и моральных сил ребенка, а как “качество деятельности” (Т.И. Шамова), проявляющееся в отношении дошкольника и содержанием процесса деятельности, и стремлением к активному овладению знаниями, умениями и навыками в оптимальное время, и мобилизацией эмоциональных, нравственных сил дошкольника на достижение учебно-познавательной цели.

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Поэтому именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций, а также реальных ситуаций, имевших место в группе. Проектирование ситуаций - повседневное творчество любого педагога. Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы.

Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.

Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

1. Подготовительный этап

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

Цель данного этапа - привлечь детей к интересной игровой деятельности, сформировать умение действовать с куклами и предметами, передавать интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации

Цель данного этапа - конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между "можно" и "нельзя".

3. От следствия к причине

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное - начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Когда ребенок говорит неправду
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказы­ваемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправ­дываем тем, что ложь — поступок непростительный и, если не обращать на него вни ...

Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Рассматривая особенности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. В качестве критериев выбираем следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей с нарушениями интеллекта. Возьмем за основу работы таких авторов, как Бтажноковой И. М [6], Мачихиной В.Ф. [65],. Забрамной С.Д. [33] Необходимо рассмот ...

А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
· мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые; · осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа; · неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. ...