Социально-проблемная
ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектаСтраница 3
Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:
Дата, возраст детей.
Место конфликта, его участники.
Суть конфликта.
Итог конфликта.
Выводы воспитателя.
На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Воспитатель дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.
На втором этапе воспитатель напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагает вспомнить, так же ли мирно она была завершена.
Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий - один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения. Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания. Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.
Эта работа направлена на:
формирование внутренней позиции детей;
развитие самооценки;
обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.
Детям предлагаются для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми. К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:
они должны были быть реальными и узнаваемыми;
простыми для понимания;
незавершенными.
Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: "Как поступит герой?", "А как поступил бы ты?". Детям предлагались на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.
При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший-младший, мать-ребенок, друг-враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.
На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.
В качестве примера рассмотрим следующую нравственную дилемму. У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?
В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, п ...
Описание методик исследования.
Отношение к работе у сотрудников исправительной колонии
Было произведено анкетирование "Отношение к своей работе". Были взяты 2 группы по 20 человек со стажем работы от 1 года до 10 лет – "1 группа" и от 10 лет и более - "2 группа".
Результаты анкетирования представлены в настоящей таблице. Ответы были представлены только Да/Нет.
Вопросы
Группы
1 гр ...
Коррекционная программа, направленная на оптимизацию семейных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Цель: составление коррекционно-развивающей программы по оптимизации семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения психолого-педагогической литературы, обследования детей, опроса родителей, мы пришли к выводу, что улучшить семейные взаимоотношения между родителями и детьми можно с помощью специаль ...