Работа №1: Механическая памятьСтраница 1
Задача исследования: Проверка памяти на числа методом, предложенным А.П. Нечаевым (широко применяется в авиапсихологии с 1992 г.) и позволяющим демонстрировать проявления слуховой и зрительной механической памяти.
Оснащение опыта: Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двухзначных чисел /ряды не должны подчинятся определенной математической закономерности/, секундомер.
Порядок работы. Эксперимент состоит из 2-х опытов:
1. Воспроизведение 1-го числового ряда после слухового предъявления.
2. Воспроизведение 2-го числового ярда после зрительного предъявления.
Инструкция испытуемому. При слуховом предъявлении: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок карандашом делать не разрешается. Когда я закончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любом порядке. Приготовьтесь! Внимание! /прочитать ряд чисел с паузами за 30 секунд, предварительно отработав темп/запишите числа которые Вы запомнили"
При зрительном предъявлении: "На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 10 двухзначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться, возможно, больше их запомнить. Для этого будет дано 30 секунд. Когда время закончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув её, и по памяти запишите все эти числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили".
Учет результатов:
При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаемые цифры, исправляет ли записанное / это разрешается, но учитывается при анализе. При опросе уточнить данные наблюдения в степень уверенности в правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении.
Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой экспозиции и при зрительной.
Анализ результатов:
Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д. Определить проявился ли в эксперименте не механическое запоминание, закон "края ряда". Важно также выявить, как при механическом запоминании числового материала, определенные связи, которые устанавливает испытуемый между отдельными элементами предъявленного материала.
В исследованиях К.К. Платонова были получены следующие результаты, при слуховом предъявлении материала: лучший результат – 7 чисел из 12, худший 2. При вторичном воспроизведении /ретенции/ соответсвенно8 и 1.
При зрительном предъявлении лучший результат – 9 из 12, худший 3. При вторичном воспроизведении лучший результат был 10, худший 0.
Испытуемый № 1.
Название опыта |
Порядок предъявления |
Предъявлен- ые числа |
Порядок воспро- изведения |
Воспроизведенные числа |
Верно Воспр. Числа (порядковый номер) |
Слуховое предъявление |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
28 67 32 24 56 74 13 69 38 60 47 89 |
По убыванию |
89 47 13 26 |
12 11 7 |
Зрительное предъявление |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
15 16 28 34 56 82 37 75 58 23 45 12 |
хаотично |
15 16 12 87 65 34 |
1 2 12 4 |
Психологи о младшем школьном возрасте
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - ду ...
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться ...
Толерантность к нереалистическому опыту
Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он оценивает как правильные и очевидные (Klein, G ...