Материалы по психологии » Память и внимание » Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Задача исследования:

Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания.

Ход выполнение задания.

Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучиванию: три ряда чисел и слов.

Экспериментатор предлагает читать вслух числа 1 ряда и постараться их запомнить. Запомнившиеся числа испытуемый воспроизводит на листке бумаги. Затем закрывает записанное, перегнув лист и производит повторное чтение 1 ряда. Затем снова воспроизводит запомнившееся. Это повторяется столько раз, сколько необходимо испытуемому для безошибочного воспроизведения.

Такая же процедура проводится с рядом слов.

Вслед за этим экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести 1 ряд чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.

Затем испытуемый должен выучить 3 ряд (числа).

Далее экспериментатор предлагает испытуемому снова вспомнить 1 ряд чисел. Результаты заносятся в протокол. В данном случае ошибки и пробелы при воспроизведении объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.

Учет и анализ результатов:

1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех). Сопоставить число повторений на первом и третьем ряду. Большое количество повторений на 3 ряду объясняется проактивным торможением.

Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).

2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов). Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опыт.

3. Проанализировать явление ретроактивного торможения. Результаты оформить в таблицу.

1 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 2

Для второго ряда: 2

Для третьего ряда: 3

Большое число повторений на 3 ряду, объясняется проактивным торможением.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

5

1

После заучивания слов

4

0

После заучивания сходного ряда чисел

1

0

2 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 3

Для второго ряда: 3

Для третьего ряда: 2

Проактивного торможения не выявлено.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

2

1

После заучивания слов

1

0

После заучивания сходного ряда чисел

6

1

Сравнение испытуемых: У 1-го испытуемого было выявлено проактивное торможение, у второго нет, возможно, это может объяснить разница в возрасте и различный уровень занятий. Так же для первого испытуемого, требуется для запоминания материала, в среднем 2 раза, для второго испытуемого 3. Возможно, на это повлиял возраст и сильная загруженность в рабочее время.


Причины роcта разводов
В СССР в 1966 года новое законодательство облегчило процедуру разводов. С этого времени наблюдался всплеск числа разводов в нашей стране. В 1970-е годы психологи и социологи начали анализировать причины и мотивы разводов. Известный отечественный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент ...

Интуиция как способ и форма познания
Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по ...

Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...