Возрастной кризис 13–15 лет и индивидуально-психологические особенности подростков
Страница 2

Исходя из вышеизложенного

одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека принято считать подростковый возраст. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Характеризуя данный возраст Л.И. Бажович отмечает, что «на основе социальной ситуации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций школьника», его «внутренней тенденции». Внутренняя позиция ребенка складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в жизни в настоящее время. Таким образом, в качестве основного новообразования в подростковом возрасте Л.И. Бажович называет следующий факт: «Складываются и стабилизируются качества личности, превращаясь в устойчивые черты характера» [27].

Для подросткового возраста характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений.

В 10–15 лет складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида.

Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считают так называемое «чувство взрослости». Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности, как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело.

Подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах. [1; с. 352].

Курт Леви говорил: «Подросток находится в положении маргинальной личности». Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в тоже время знает, что он еще не взрослый [28].

Н.И. Толстых отмечает, что в ходе бурного развития и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревог и повышенная возбудимость, депрессия. Подростку бывает нелегко удерживать субъективное ощущение в целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем.

Другим важным механизмом самосознания выступает личностная и межличностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимание внутреннего мира других.

Г. Крайг говорит: «Подростки стремятся постичь не только себя, но и разобраться в других людях. Способность учитывать мысли других людей, в сочетании с повышенным вниманием подростков к собственным метаморфозам ведет к особого рода эгоцентризму. Подростки склонны полагать, что они и их поведение столь же интересны другим людям, как и им самим. Им иногда не удается провести грань между их собственным интересом и интересом других людей. В результате они склонны делать поспешные выводы о реакциях окружающих людей и предполагать, что другие столь же одобрительно и критически относятся к ним, как они сами относятся к себе». Результаты исследований указывают на то, что подростки гораздо больше, чем младшие дети беспокоятся о том, что другие люди узнают об их недостатках. [11; с. 992].

Представления подростков о том, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их, получило название воображаемой аудитории (Elkind, 1967). Являясь продуктом фантазии увлеченного собой подростка, воображаемая аудитория разделяет с подростком его личные мысли и чувства. Подростки выступают перед этой аудиторией на своей внутренней «сцене», чтобы «примерить» на себя различные установки и формы поведения. Воображаемая аудитория также является причиной застенчивости подростков – они постоянно болезненно ощущают себя на виду у всех. Поскольку подростки не уверены в своей идентичности, то пытаясь понять, кем они являются в действительности, они болезненно реагируют на мнение других.

Страницы: 1 2 3


Общие выводы по работе.
Мы выяснили следующее, что множество экспериментов проводимых учеными физиками, как у нас в стране, так и за рубежом, привели к одному общему постулату: “Ионизирующие излучения над поверхностью человеческого тела в десятки и сотни раз превышают мощность фоновых излучений окружающей среды”. Количество ученых физиков, которые изучали проб ...

Физико-математический класс
Как мы видим в физико-математическом классе в апреле 2005 г. все показатели имеют среднюю выраженность. В таблице №8 можно наглядно увидеть выраженность той или иной тенденции испытуемых. Таблица №8 Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для связанных выборок. № пок-ля Название шкал Физико-математический к ...

Описание методик исследования. Отношение к работе у сотрудников исправительной колонии
Было произведено анкетирование "Отношение к своей работе". Были взяты 2 группы по 20 человек со стажем работы от 1 года до 10 лет – "1 группа" и от 10 лет и более - "2 группа". Результаты анкетирования представлены в настоящей таблице. Ответы были представлены только Да/Нет. Вопросы Группы 1 гр ...