Влияние хронического соматического заболевания на характер психического
развития человекаСтраница 2
Таким образом, для изучения изменений психики соматически больного необходимо рассматривать социальную ситуацию развития в условиях болезни. Основными ее составляющими являются: преморбидные особенности психики; основные социальные последствия болезни; изменения внутренней позиции больного по отношению ко всей совокупности обстоятельств [16; с. 54].
Что же на сегодняшний день известно в общих чертах о влиянии соматической болезни на психическую сферу человека?
В медицинской психологии наиболее актуальной остается проблема внутренней картины болезни, которую в свое время исследовал Р.А. Лурия. Он выделил два основных уровня: сенситивный, включающий в себя ощущения и переживания, размышления больного о своем состоянии. Р.А Лурия считает, что интеллектуальный уровень обладает большим влиянием на течение патологических процессов.
В.В. Николаева выделила четыре уровня внутренней картины болезни:
1. Сенситивный уровень ощущений.
2. Эмоциональный – это различные виды реагирования на болезнь.
3. Интеллектуальный – представления больного о своем заболевании.
4. Мотивационный – отношение больного к своему заболеванию. [12; c. 315].
А.Р. Конечный и М. Боухал в работе «Психология в медицине» (Прага, 1974) выделяют следующие уровни:
1. Сенситивный – локальные боли, расстройства.
2. Эмоциональный – эмоциональные переживания.
3. Волевой – усилие справиться с болью.
4. Рациональный, информативный – оценка болезни. [8; с. 123].
Среди многих структур внутренней картины болезни интересна структура, которую предложили Т.Н. Резникова и В.М. Смирнов. Они рассмотрели внутреннюю картину болезни с нейрофизиологической стороны и ввели понятие «церебральное информационное поле болезни» (ЦИПБ), которое формируется на основе всей информации, относящейся к болезни. Но на основе самого ЦИПБ формируется «психологическая зона информационного поля болезни», которое состоит из двух блоков:
1. Сенсорно-эмоциональный блок, его формирование происходит под влиянием впечатлений и переживаний, вызванных болезнью.
2. Логический блок, включающий в себя те объяснения, которые производит больной, чтобы объяснить симптомы болезни.
При этом авторы выделяют, что полная модель внутренней картины болезни создается тогда, когда складывается система логических, смысловых и эмоциональных отношений к болезни.
Также интересна точка зрения В.Е. Кагана на данную проблему. Он вел новую концепцию о «внутренней картине здоровья», и тем самым соотнес понятие внутренняя картина болезни не только с понятием «болезнь» но и с понятием «здоровье». В.Е. Каган говорит, что «здоровье» – это не только антоним «болезни», но и есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной нормы. Человек – субъект этой индивидуальной нормы – так или иначе знает, что такое здоровье соотносит с ним свое актуальное состояние. Человек считает себя больным только лишь когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимут широкий круг патологических состояний» [16; с. 1024].
Вышесказанное позволяет рассмотреть ситуацию полнее и, кроме этого, можно обратиться к проблеме культуры здоровья и индивидуальной внутренней картины здоровья.
Особенностью внутренней картины болезни является то, что она включает в себя типы реакций на болезнь, и разные авторы выделяют свои классификации этих реакций:
1. Нормальная, то есть соответствует состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании.
2. Пренебрежительная, когда больной недооценивает серьезности заболевания.
3. Отрицательная, при которой пациент не обращает внимания на болезнь.
Ипохондрическая, при которой пациент убежден, что он заболел, сосредоточен на своей болезни.
4. Нозофобия, когда пациент боится болезни, проходит обследование несколько раз у разных врачей.
5. Нозофильная, связанная с определенным успокоением и приятным чувством болезни. [21; с. 44].
А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев в работе «Психология больного» выделяют четыре типа реакций:
1. Нормосоматогнозия – правильная оценка больным своего состояния.
2. Гиперсоматогнозия – переоценка значимости отдельных симптомов.
3. Гипосоматогнозия – недооценка тяжести заболевания.
4. Диссоматогнозия – отрицание наличия заболевания.
Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно т ...
Примерная классификация дидактических игр.
В разной литературе авторы дают разную классификацию дидактических игр, группируя по разным признакам, например:
- игры с использованием предметов, игрушек и картинок,
- игры – типа «угадай, что изменилось». Эти игры проводят во всех возрастных
группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр мо ...
Запоминание номеров
телефонов и дат
Даты лучше всего запоминать, ассоциируя их со знаменательными датами, уже твердо закрепившимися в памяти. Например, ассоциируйте новые числа с датой своего рождения, датой рождения сестры, матери, отца.
Для лучшего запоминания номеров телефона можно составить небольшой рассказ. Например
, необходимо запомнить номер 73–36–48. Для этого ...